Нужно ли хранить коробку от бытовой техники до окончания гарантии?

Права потребителей

Многие покупатели хранят коробки от бытовой техники несколько лет – вплоть до окончания гарантии, чтобы иметь возможность сдать ее в магазин. На самом деле это не всегда обоснованно. Необходимость сохранить коробку зависит от того, в какие сроки нужно вернуть товары в магазин, является ли он качественным или технически сложным, как была совершена покупка: в интернет-магазине или в розничной торговой точке.

В каких случаях нужно сохранять коробку от бытовой техники

Если товар является качественным, то у покупателя есть 14 дней на его замену и возврат. При возврате качественной бытовой техники должны соблюдаться требования ст.25 Закона о защите прав потребителей:

  1. Товар не испорчен и не был в употреблении.
  2. На товаре есть фабричные ярлыки и пломбы.
  3. Он сохранил первоначальный внешний вид и комплектность.

Такие требования не случайны: так как товар является качественным, у продавца должна быть возможность вернуть его на полку и продать кому-то другому.

Хотя упаковка и коробка напрямую не упоминается в законе, но она является неотъемлемым атрибутом внешнего вида. Поэтому покупателю нужно передать качественный товар в коробке. При этом сохранять целостность необязательно, так как ее в любом случае пришлось бы вскрывать, чтобы осмотреть товар и проверить его работоспособность.

Продавец не сможет отказать в обмене бытовой техники, ссылаясь на вскрытие и повреждение коробки покупателем. Когда 14 дней с момента покупки прошло, покупатель лишается возможности возврата в магазин качественной техники, поэтому коробку можно выбросить.

Читайте также:  Школа грамотного потребителя: как вернуть деньги за некачественную услугу

Сохранять коробку от бытовой техники нужно и в случае покупки в интернет-магазине. Если бытовая техника была куплена онлайн, вернуть ее можно в течение 7 дней.  Возврат бытовой техники в течение недели доступен в интернет-магазин без ограничений – на онлайн-покупки не распространяется перечень невозвратных товаров.

Законодательство требует сохранить внешний вид и потребительские свойства товаров при покупке их в интернет-магазин. В случае если онлайн-продавец не предоставил информацию об условиях возврата, то сроки для возврата качественной продукции не должны превышать 3 месяцев.

Когда хранить коробку от качественной бытовой техники не нужно

Коробку от бытовой техники, входящей в перечень технически сложной, хранить не нужно. Технически сложные товары нельзя вернуть, если они являются качественными. Возврат таких товаров возможен только при обнаружении недостатков или брака.

Покупатель может не хранить коробки от следующих товаров, которые относятся к технически сложным:

  • навигаторов;
  • смартфонов;
  • компьютеров;
  • ноутбуков;
  • системных блоков;
  • игровых приставок;
  • телевидения;
  • фотокамер;
  • холодильников;
  • морозильников;
  • посудомоечных машин;
  • кофемашин;
  • кухонных комбайнов;
  • плит;
  • варочных панелей;
  • духовых шкафов;
  • встраиваемых микроволновых печей;
  • роботов-пылесосов;
  • кондиционеров;
  • водонагревателей.

Если бытовая техника относится к невозвратным товарам, то ее возврат в магазин невозможен. Поэтому сохранять коробку не нужно.  В число невозвратных вошли технически сложные товары с гарантийным сроком не менее года. Это, например, чайники, миксеры, блендеры, кофемашины и пр. Они не подлежат обмену, даже если с момента покупки прошло менее 14 дней, поэтому хранить коробку от таких товаров бессмысленно.

Могут ли в магазине отказать в возврате бытовой техники по гарантии без коробки

На некачественные товары не распространяются временные ограничения о необходимости возврата в течение 14 дней. Покупатель не ограничен двумя неделями и может потребовать вернуть деньги, заменить товар или отремонтировать его пока действует гарантия. Если гарантийный срок не установлен, то требования можно предъявить в разумные сроки, но не более чем в течение двух лет после покупки.

Читайте также:  Школа грамотного потребителя: как вернуть некачественный товар в магазин

Если покупатель возвращает некачественную бытовую технику в магазин, то коробка не нужна. Закон о защите прав потребителей не содержит указания на необходимость сохранить коробку или упаковку в случае неисправности. В случае возврата некачественного товара покупателю не следует заботиться  внешнем виде товара и предъявлять упаковку.

Магазины обычно требуют от покупателя коробку, так как она понадобится для производителя бракованного товара.  Но сам потребитель не обязан ее хранить.

Более  того, у покупателя даже может не сохраниться чек за покупку. И это не станет основанием для отказа в возврате денег. Если подтверждающего чека нет,  покупателю можно ссылаться на свидетельские показания или предъявлять иные доказательства покупки (выписку по банковской карте и пр.).

Что делать, если магазин отказывается возвращать товары

Если же магазин отказывается возвращать товар и выполнять законные требования покупателя, нужно составить претензию в его адрес. У администрации торговой точки будет 10 дней на ответ.

В случае, если претензию проигнорируют или покупатель окажется не доволен ответом, он может пожаловаться в Роспотребнадзор в целях инициации проверки магазина или обратиться в суд. В судебном порядке помимо стоимости товара покупатель может дополнительно рассчитывать на взыскание штрафа 50% и компенсация морального вреда.

Краткое содержание: сколько хранить коробки от бытовой техники после покупки

  1. Хранить коробку от бытовой техники нужно в течение 14 дней после покупки, чтобы сохранить возможность возврата качественных товаров.
  2. Если товар входит в перечень технически сложных или невозвратных, сохранять коробку или упаковку бессмысленно. Обменять качественный товар не получится, в некачественный — можно вернуть и без коробки.
  3. При возврате некачественной или бракованной бытовой техники по гарантии коробка не нужна.
Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Ваш юридический помощник
Задайте свой вопрос юристу