Права пациентов и врачей
Медицинское право – это специфическая отрасль права, защищающая пациентов при обращении за помощью, а также врачей и медучреждения – в процессе оказания медицинских услуг.
Основополагающим законом в сфере предоставления медицинской помощи является ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Документ содержит базовые принципы охраны здоровья:
- соблюдение законных прав и интересов пациентов, их приоритет при оказании помощи;
- особая роль охраны детского здоровья;
- социальная защищенность при утрате здоровья;
- предоставление доступной и качественной медицинской помощи;
- недопустимость ограничений при доступе к медицинской помощи;
- ответственность властей за соблюдение прав граждан;
- соблюдение врачебной тайны.
- приоритет профилактики при охране здоровья.
Законодательство гарантирует соблюдение важнейших прав пациента:
- выбора врача и медицинского учреждения;
- прохождения комплекса профилактических и диагностических обследований, лечебных и реабилитационных мероприятий;
- получения консультаций от специалистов;
- получения положенного обезболивания;
- на защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
- отказа от медицинского вмешательства;
- получения компенсации причиненного вреда.
При обращении в медицинское учреждение права пациентов нередко нарушаются. Они могут столкнуться с грубым отношением, некорректно поставленным диагнозом, неверно выбранной тактикой лечения, использованием некачественных материалов, отказов в выписке бесплатных лекарств. Пренебрежение правами пациента может повлечь тяжкие последствия для их здоровья.
Врачи также нередко становятся объектами необоснованных жалоб и жертвой потребительского экстремизма.
Знание пациентами своих прав позволит им:
- привлечь врача к ответственности за медицинскую ошибку или халатность;
- наказать медицинский персонал за разглашение врачебной тайны;
- добиваться надлежащего исполнения врачом своих обязанностей и получения соответствующей помощи;
- точно знать, на какой объем медицинской помощи они могут рассчитывать бесплатно по ОМС;
- отказываться от нежелательных медицинских услуг или операций;
- обжаловать навязанные в клинике кредиты и услуги;
- жаловаться на поликлинику за отказ в медицинской помощи, от предоставления бесплатных услуг и лекарств в Минздрав;
- бороться с незаконной принудительной госпитализацией.
В наших статьях мы разъясняем права, которые есть у пациента при обращении за медицинской помощью, как их грамотно отстаивать и добиваться справедливости.