Антон заказал диван, а он не входит в дверной проем квартиры. Маша купила в подарок маме платье, но не угадала с размером. Катя приобрела рубашку мужу, но ему не понравился цвет. Все эти ситуации объединяет одно – в каждой из них покупатели приобрели качественный товар, который им не подошел и теперь его необходимо обменять.
В данном материале мы расскажем, что делать, если товар не подошел вам по цвету и размеру и в какие сроки вы можете поменять товар и вернуть за него деньги.
Когда можно обменять качественный товар
Закон о защите прав потребителей разрешает обмен качественных товаров. Обратите внимание на слово «обменять». Согласно ст.25 ЗоЗПП покупатель имеет право на обмен качественного товара, а не на возврат денег.
Деньги покупателю также вернут, но только если подходящей вещи для обмена не найдется. Законодательство предусматривает следующие возможности для обмена качественного товара. Товар может не подойти покупателю по:
- форме;
- габаритам;
- фасону;
- расцветке;
- размеру;
- комплектации.
Других причин для обмена законодательно не предусмотрено. Но насколько товар не подходит по фасону, габаритам или цвету решает только сам покупатель. Это значит, что продавец не может оспорить или опротестовать его решение.
Отказать в обмене качественного товара при условии соблюдения сроков и условий возврата продавец не может.
В какие сроки можно вернуть качественный товар
На обмен у покупателя есть 14 календарных дней, не включая день покупки. Выходные и праздничные дни входят в эти сроки. Но если последний день для обмена приходится на выходной, то срок продлевается до первого рабочего дня.
Если вы купили вещь в понедельник, то через две недели в понедельник для вас наступает крайний срок обмена.
Сроки и условия возврата качественного товара, купленного в интернете, несколько отличаются.
На каких условиях можно вернуть товар
Удостоверьтесь, что купленная вещь сохранила товарный вид:
- Вещь не испорчена.
- Не ношена.
- На ней есть фабричные ярлыки и пломбы.
- Сохранен первоначальный внешний вид и комплектность.
Стоит учитывать, что обмен возможен, только если вещь не была в употреблении. Товар нужно вернуть в магазин в таком виде, чтобы его снова можно было положить на полку и продать кому-то еще.
Отсутствие фабричных ярлыков осложнит возврат для покупателя. В этом случае обмен товара остается на усмотрение магазина.
Упаковка и коробка напрямую не упоминаются в ЗоЗПП (ни в статье 25, ни в – 26.1). Но так как коробка является неотъемлемым атрибутом внешнего вида – она нужна для обмена. При этом целостность упаковки сохранять не обязательно, так как ее в любом случае нужно вскрывать. Продавец вправе поместить товар в другую упаковку, после чего продать.
Пошаговый алгоритм для возврата качественных товаров
Скорее всего, продавец сразу предложит вернуть деньги. Если – нет, покупателю нужно придерживаться следующего алгоритма:
- Напишите заявление на обмен товара с указанием одной из причин по закону о защите прав потребителей.
- Посмотрите аналогичный товар подходящего цвета или фасона. Если ваша цель вернуть деньги – не соглашайтесь ни на один из предложенных вариантов. В случае, если вы действительно хотите обменять товар, можете договориться с продавцом об обмене в день поступления нужной позиции в магазин.
- Если в день обращения подходящей замены не будет, покупатель вправе отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата денег.
- Средства вернут в течение 3 дней.
Старайтесь всегда сохранять чеки или иные документы, подтверждающие покупку товара в данном магазине (как минимум 14 дней). Это существенно упростит возврат. Но если чека у вас не осталось, то вы можете ссылаться на свидетельские показания или иные фактические доказательства покупки.
Образец заявления о возврате качественного товара можно скачать тут.
Если продавец – отказывается возвращать деньги
Если продавец отказывается обменивать товар, ссылается на необходимость экспертизы или прочие несуществующие причины для отказа – напишите претензию. Укажите в ней:
- когда вы купили товар и обратились за возвратом (чтобы подтвердить, что вы уложились в положенные сроки);
- что товар был качественный, но не подошел вам по форме;
- свои требования: вернуть деньги или обменять товар;
- на свои намерения обратиться в суд, если продавец откажется удовлетворять требования покупателя.
Приложите к претензии копию чека или иное доказательство покупки.
Образец претензии на обмен качественного товара можно скачать тут
Передайте один экземпляр претензии продавцу, а вторую с отметкой о принятии и датой сохраните у себя. Если продавец отказался брать претензию, отправьте ее заказным письмом на его юридический адрес.
Если реакции со стороны продавца не последовало, можно обращаться в суд. В суде помимо стоимости самого товара можно взыскать с магазина штраф 50% за отказ добровольно удовлетворить требования покупателя, компенсацию судебных расходов и морального вреда.
Когда товар вернуть нельзя
Есть перечень товаров, которые вернуть нельзя. Это продовольственные товары (согласно ст.502 ГК), медикаменты, средства личной гигиены, парфюмерия и косметика, чулочно-носочные изделия, посуда из полимерных материалов, бытовая химия, мебельные гарнитуры, драгоценности. Новый перечень невозвратных товаров утвержден Постановлением Правительства №2463. Это товары можно вернуть только при наличии недостатков.
Также покупатель не сможет вернуть в магазин качественные технически сложные товары, которые не подошли ему по цвету, форме, размеру и пр. Даже если не прошло 14 дней, вернуть в магазин качественный смартфон или ноутбук не получится.
Часто в магазинах проводятся распродажи товаров с дефектами. И обычно рядом есть табличка: «Уцененный товар возврату и обмену не подлежит». Важно понимать, что если это не товар из перечня невозвратных, то такое ограничение – незаконно. Главное – при возврате не ссылаться на дефекты, о которых заранее предупреждал покупатель, а объяснить свое желание вернуть тем, что товар не подошел по цвету или размеру.
Краткое содержание
Качественные товары можно вернуть в течение 14 дней при условии:
- Товар не является продовольственным.
- Его нет в перечне невозвратных или технически сложных.
- Сохранен первоначальный вид и отсутствуют следы носки.
- Покупателю не подошел товар по форме, размеру, цвету.
- Покупатель может подтвердить факт покупки чеком и свидетельскими показаниями.