Государство знает о вас больше, чем вы думаете. В частности, какие покупки вы совершаете в магазинах.
О том, что налоговая инспекция заинтересовалась тратами россиян, она сообщила в начале 2021 года. Тогда ФНС громко анонсировала открытие сервиса по контролю за расходами «Мои чеки», заявив, что создала глобальную базу со всеми покупками россиян.
Мы оценили, как в действительности работает сервис и выяснили, что пока там отображаются не все покупки. Попробуем разобраться, сведения о каких расходах собирает налоговая и какие проблемы может принести сервис «Мои чеки» тем, кто живет не по средствам.
Как проверить свои расходы на сайте ФНС
До 2021 года налоговая интересовалась только крупными покупками. В частности, сделками с недвижимостью и автомобилями. Теперь же в поле зрения налоговиков попали небольшие траты – такие как оплата мобильного и сервисов доставки.
В целях контроля за расходами граждан ФНС разработала сервис «Мои чеки онлайн». Чтобы убедиться, что налоговой известно о ваших покупках нужно указать свой номер мобильного телефона. На него придет смс-сообщение с шестизначным паролем.
Также можно заполнить графу с электронной почтой. После подтверждения адреса (нужно будет перейти по ссылке из письма) на странице можно будет увидеть электронные чеки, сформированные с июня 2018 года.
Какие покупки отображаются в сервисе
Пока в сервисе нет информации обо всех совершенных покупках. «Мои чеки» содержит сведения только о покупках, совершенных в интернете с использованием указанного при регистрации номера телефона и электронной почты.
Если вы оплачивали что-то картой на сайте или через приложение, то сможете найти информацию об этом в сервисе.
Среди покупок, которые я нашла в сервисе, были, например, оплата мобильного телефона, услуг доставки еды, такси, и покупки в некоторых интернет-магазинах (по покупкам в Озоне, Wildberries, ЯНдекс.Маркет чеков не было).
По отзывам пользователей в соцсетях в программе есть сведения об оплатах:
- мобильного интернета;
- онлайн-кинотеатров;
- некоторых покупках в магазинах с использованием карт лояльности;
- совершенных в пользу самозанятого.
Если обобщить, в сервисе отображаются чеки, в которых продавец в разделе «1008» указал номер телефона или электронную почту покупателя. Обычно это происходит при онлайн оплате: некоторые продавцы или поставщики просят указать телефон или почту для отправки электронного чека. Или же при оплате покупок на кассе – если покупатель сам попросил отправить ему электронный чек.
Иногда номер телефона попадает в чек из косвенных данных: например, при оплате мобильной связи или из профиля клиента в сервисе доставки или программы лояльности.
О покупках продуктов в магазине, даже при оплате картой, сведений в сервисе «Мои чеки» нет. В ФНС заявляли, что не будут включать информацию о банковских картах в программу.
Пока сервис функционирует в пилотном режиме и в перспективе спектр информации в нем станет шире.
Как в сервис попадают чеки
ФНС заверяет, что чеки попадают в сервис только с разрешения пользователя. Для того, чтобы чек попал в систему нужно:
- сообщить о своем желании получить электронный чек кассиру;
- дать согласие на получение чека в программе лояльности торговой сети;
- отсканировать QR-код на чеке в приложении «Проверка чеков».
Правда, не помню, чтобы я давала согласие на передачу информации в «Мои чеки». Тем не менее, чеки все равно есть в системе.
По отзывам пользователей в сервис попадает информация обо всех чеках, загруженных в приложение «Проверка чеков». Даже если они проверяли чеки в пользу другого человека, он засчитывается в копилку личных расходов.
Для чего ФНС следить за расходами
Очевидно, что сервис «Мои чеки» создан не для информирования граждан и их удобства. Основная цель — это контроль за расходами и внедрение еще одного метода борьбы с теневой экономикой и черными зарплатами. Сопоставив расходы и доходы, налоговики смогут выявить тех, кто живет не по средствам.
По этой причине сервис может принести проблемы тем, кто не соблюдает налоговое законодательство: получает зарплату в конверте или занимается незаконным предпринимательством. Например, безработным, которые регулярно обедают в дорогих ресторанах и совершают дорогостоящие покупки.
В отношении них могут назначить налоговую проверку и тогда гражданам придется давать объяснения об источниках происхождения денег. При выявлении нарушений налогового законодательства могут доначислить налог (по ставке 13%), а также пени и штрафы 20% от несвоевременно уплаченной суммы.
Подробнее о том, как налоговая выявляет незаконных предпринимателей и что им это грозит, мы писали в отдельном материале.
Преимущества и риски сервиса
Какие преимущества имеет сервис «Мои чеки»:
- Нужный чек можно скачать в любой момент, он не потеряется и не испортится как бумажный. Это упростит возврат или обмен товаров, а также их гарантийное обслуживание.
- Гражданам будет проще получать налоговые вычеты при покупке лекарств. Налогоплательщику не нужно будет заполнять декларацию и собирать чеки для подтверждения расходов.
- Потенциально плюсом можно считать возможность контролировать свои расходы. Хотя пока в сервисе нет сведений обо всех покупках его использование для контроля за семейным бюджетом принесет мало пользы. Но, очевидно, сервис создавали не для удобства граждан, а для контроля за расходами.
- Возможность получения бонусов и кешбека от партнеров сервиса.
Основной минус – возможная утечка информации. Сведения о покупках россиян могут попасть в руки мошенников или рекламщиков.
Еще один недостаток – невозможность отключиться от сервиса «Мои чеки». В самой программе нет такой опции, а в службе поддержки.
Сами россияне встретили новый сервис настороженно. Например, в соцсетях опасаются, что теперь придется отчитываться перед налоговой о каждой тысяче, потраченной сверх зарплаты, или за подарки от родственников и коллег.