Сколько времени врач должен уделить пациенту

Медицинское право

Минздрав посчитал и утвердил максимальные временные затраты врача на одного пациента. По заверению министерства, при определении нормативной продолжительности приема учитывались статистические данные: сколько у врача в среднем уходит на прием пациента. Но все равно утвержденные нормативы вызвали волну критики как со стороны врачей, так и пациентов.

Правовое регулирование

Нормативные рамки для приема пациентов определены в приказах Минздрава. Их министерство внедряет с 2012 года. Первый Приказ №290 н от 2015 года действует в отношении наиболее востребованных у пациентов специалистов:

  • терапевтов;
  • педиатров;
  • неврологов;
  • семейных врачей (врачей общей практики);
  • офтальмологов;
  • акушеров-гинекологов;
  • лор-врачей.

Приказ Минздрава № 973н от 2016 года распространяется на:

  • кардиологов;
  • эндокринологов;
  • стоматологов-терапевтов.

С 9 ноября 2020 года Приказ №810н нормирует прием пациентов и другими узкими специалистами:

  • инфекционистом;
  • фтизиатром;
  • онкологом;
  • пульмонолог;
  • хирургом;
  • гематологом.

Приказы действуют на врачей, которые принимают пациентов в амбулаторных условиях и не распространяются на тех, кто оказывает помощь круглосуточно.

Вот сколько отводится врачу на прием пациентов с учетом времени на заполнение документации.

Для чего вводятся нормативы рабочего времени

Нормы времени на прием пациентов от Минздрава необходимы:

  1. Для расчета нагрузки на врачей.
  2. Экономисты медицинского учреждения по этой информации могут рассчитать численность врачей, нужных для обслуживания пациентов.
  3. Для прогноза потребности в специалистах данного профиля на основании статистики заболеваемости и нормативной нагрузки.
  4. Для учета востребованности специальности в медицинских вузах.

Сколько времени врач может потратить на пациента

Предельная продолжительность приема одного пациента у врача может составлять:

Врач Временные затраты, минут
Офтальмолог 14
Участковый педиатр, терапевт 15
ЛОР 16
Семейный врач 18
Эндокринолог 19
Инфекционист 20
Гематолог 20
Невролог 22
Гинеколог 22
Онколог 23
Кардиолог 24
Пульмонолог 26
Хирург 26
Фтизиатр 35
Стоматолог 44

 

За отведенное на одного пациента время врач  должен не только осмотреть пациента, но и заполнить необходимые бумаги. Так, онкологи, гематологи, инфекционисты, пульмонологи могут потратить на подготовку необходимых документов до 35% времени, фтизиатры – до 37%, хирурги – до 39%.

От чего зависит время приема

Количество минут, которое врач может затратить на пациента, зависит не только от его специализации, но и от некоторых других факторов:

  1. Цели визита. Если пациент обратился к врачу с профилактической целью, то нормативы на прием пересматриваются в меньшую сторону. Например, фтизиатру на профилактический осмотр отводится на 10-20% меньше времени, а хирургу, стоматологу и инфекционисту – на 30-40%.
  2. Плотность населения в регионе нахождения медицинского учреждения. Если плотность населения превышает 8 человек/кв.м., то применяют коэффициент — 0,05, если ниже указанного значения +0,05.
  3. Уровня заболеваемости в регионе. Если она в регионе выше на 20% среднероссийской цифры, время на прием – выше.
  4. Плотности проживания населения. К нормативу применяют дополнительный коэффициент +0,15 при проживании населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с плотностью не более 2,5 человек на кв.км.
  5. Доли населения пенсионного возраста. Чем пенсионеров больше, тем более продолжительным может быть прием.

Может ли врач принимать пациента дольше, чем указано в нормативах

Введенные временные нормативы неоднократно подверглись критике как со стороны медицинского персонала, так и самих пациентов. Многие указывают, что для полноценного осмотра и постановки диагноза 15 или 20 минут явно недостаточно.

Но российское законодательство не содержит штрафов для врачей, которые не уложились в нормативы. Нормы имеют рекомендательный характер, сложным пациентам должны уделить столько времени, сколько необходимо для полноценного обследования и постановки диагноза. Но если врач успеет поставить диагноз и выдать пациенту направление за время в пределах норматива, то продлевать прием также не имеет смысла.

О чем следует помнить пациенту

Пациенту нужно учитывать, что временные нормативы нужны в первую очередь экономистам и сотрудникам ОМС для расчета потребности в медицинских специалистах.

Права пациента на полноценное медицинское обследование никто не отменял и его реализации не может препятствовать желание врача уложиться во временные нормативы. Если после того, как истекли положенные 15 (20 и т.д.) минут, врач отказался продлевать прием и по этой причине пациента не дообследовали, не поставили диагноз, то пациент может жаловаться:

  • руководству медицинской организации;
  • в страховую организацию (телефон должен быть на полисе ОМС);
  • территориальный ФОМС (найти телефон можно на сайте организации);
  • местное управление здравоохранения – Минздрав, профильный комитет, департамент и пр.;
  • Росздравнадзор.

Образец жалобы на некачественные медицинские услуги можно скачать тут.

О других правах пациентов читайте в материале «Все, что нужно знать о бесплатной медицине в 2021 году: гид для пациентов».

Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Ваш юридический помощник
Задайте свой вопрос юристу

Adblock
detector