Услуги в кредит, несуществующие диагнозы и ненужные процедуры — как защититься от обмана в стоматологической клинике

Медицинское право

Часто случаются ситуации, когда пациенты приходят к стоматологу на бесплатную консультацию или поставить обычную пломбу, а уходят – с подписанным кредитом на 300 тыс.р. А потом выясняется, что многие процедуры были лишними, а диагнозы – ложными.

Попробуем разобраться, как не стать жертвой недобросовестных стоматологов и что делать, если вы столкнулись с навязанными медицинскими услугами.

Права пациента стоматологической клиники

Чтобы не допустить злоупотреблений со стороны медиков, клиент должен знать свои права. Так, на основании ФЗ-323 от 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» пациенту положено право на:

  • уважительное и гуманное отношение;
  • проведение по просьбе консилиума;
  • лечение в условиях, соответствующих санитарным требованиям;
  • облегчение боли;
  • сохранение в тайне сведений, связанных с болезнью;
  • предоставление письменного информированного согласия;
  • отказ от медицинского вмешательства.

Согласно ст.22 ФЗ-323 от 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан», каждому пациенту гарантируется предоставление информации о состоянии его здоровья, диагнозе, прогнозах и методах лечения, рисках и  возможных последствиях лечения.

Защищает пациента и нормы Закона от 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей». Согласно нему медицинское учреждение должно оказывать услуги надлежащего качества, не вправе навязывать какие-либо услуги и вводить в заблуждение потребителя.

Как навязывают платные услуги в стоматологических клиниках: разбор схем

Схемы, которые используют в своей работе недобросовестные стоматологи, весьма разнообразные. Приведем только наиболее распространенные.

Ситуация №1. Клиента приглашают на «бесплатную» консультацию и убеждают подписать договор на платные услуги в кредит

Как это работает. Схема простая – клиента приглашают на бесплатную консультацию в стоматологическую клинику для профилактического осмотра. Дальше убеждают в необходимости срочного лечения всех зубов и предлагают подписать договор на круглую сумму. Если у клиента нет таких денег, ему предлагают решить проблему с помощью кредита.

Обычно недобросовестные медики сгущают краски и рассказывают о необходимости срочного лечения, не требующего отлагательств, шантажируют пациента рисками лишиться всех зубов. Ведь они понимают, что если дать пациенту подумать 1-2 дня, то, скорее всего, он больше не вернется.

Как обезопасить себя. Если стоматолог настаивает на дорогостоящем лечении, возьмите паузу и проконсультируйтесь с другими специалистами, чтобы удостовериться, что предложенные услуги действительно необходимы. Если врач настаивает на срочном лечении в кредит, лучше выбрать другую клинику.

Еще один довод в пользу того, что перед вами мошенник – врач убеждает в необходимости экстренной помощи в виде услуг, которые не требуют срочности. Например, установки брекетов или отбеливания зубов.

Реальный случай. В Санкт-Петербурге карьера недобросовестного стоматолога завершилась уголовным делом. Врач настаивала на тотальном протезировании или удалении здоровых зубов, удаляла из здоровых зубов нервы, хотя в этом не было необходимости. И все это ради наживы, так как протезирование – одна из самых доходных процедур. В результате общий ущерб здоровью пациентов превысил 3,5 млн.р.

Ситуация №2. Клиенту перед лечением озвучивают одну сумму лечения, а затем – она возрастает в разы

Как это работает. К примеру, перед лечением кариеса пациенту озвучивают стоимость работ в 1500 р., а по результатам оказывается, что ему нужно доплатить за пломбу или дополнительные обследования —  3D-томографию или панорамный снимок (которые в данном случае не нужны). Иногда в счет включают услуги, которые пациент и вовсе не получал.

Некоторым людям неудобно отказываться от предложенной стоматологом помощи, другие – не знают, что назначенные услуги не являются обязательными.

Иногда рост ценника связан с постановкой несуществующего диагноза. Например, пульпита вместо кариеса, кисты – вместо пульпита.

Как обезопасить себя. Если стоматолог оказал дополнительные услуги, о которых Вас не проинформировали заранее, вы можете их не оплачивать.

Как минимум, стоматолог должен привести обоснование, чем вызван рост стоимости и почему дополнительные процедуры были обязательными. Врач должен ответить на ваши вопросы, провести диагностику и предложить несколько вариантов лечения, а затем только приступит к лечению. Всегда требуйте доказательств поставленного диагноза – результатов рентгена или томографии, съемок внутриротовой камерой.

Если количество манипуляций не изменилось, а стоимость услуг возросла в разы, Вас обманывают.

Ситуация №3. Проведение ненужных диагностических обследований или бесполезных процедур

Как это работает. Пациент приходит на прием к стоматологу и даже не имея серьезных проблем с зубами получает набор назначений.  Например, панорамный снимок при лечении простого кариеса, отбеливание перед установкой брекетов, замену «старых» пломб или имплантацию вместо терапии.

В эту группу попадает также лечение несуществующих заболеваний или придумывание серьезных заболеваний. Когда врач лечит серьезный кариес, который на самом деле – пятно на эмали и не требует лечения или пародонтит, являющийся зубным камнем, или кариес выдает за пульпит.

Не редкость и лечение зубов обычными материалами по завышенным расценкам – например, установка самой дешевой пломбы по цене премиальной. Или когда врач умышленно навязывает неоправданные дорогостоящие услуги, несмотря на имеющиеся бюджетные аналоги.

Как обезопасить себя.  Чтобы избежать навязанных услуг, можно попросить показать зуб в зеркальце или с использованием внутриротовой камеры. Скрытые проблемы выявляют только с помощью предварительной диагностики – врач не может поставить диагноз только после осмотра.

Также стоит учитывать собственные ощущения – кратковременная боль на холодное – признак глубокого кариеса и тогда удаление нерва не нужно. Если на зуб больно надавливать, то это пульпит и нерв необходимо удалить.

Нужно понимать, что пломбы подлежат замене, только если они стерлись или утратили герметичность, а имплантация показана только при отсутствии зуба и невозможности его спасти. Во всех других ситуациях врач должен предпринимать все попытки для сохранения зуба.

Ситуация №4. Пациент пришел лечить зубы по ОМС, а ему навязали платные услуги

Россияне, застрахованные по ОМС, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи (на основании ст.4 326-ФЗ от 2010 года «Об обязательном медицинском страховании»). При этом объем стоматологических услуг, которые входят в программу государственных (территориальных) гарантий по ОМС, ограничен. Например, по страховке можно поставить пломбу российского производства, а за импортный аналог придется доплатить. В качестве бесплатной анастезии предложат ледокаин, а чтобы его заменить на более мягкий аналог — придется доплатить.

Поэтому сами по себе платные услуги даже в государственных стоматологических клиниках не считаются нарушением. Конечно, при условии заключения договора об оказании платных услуг и получения от пациента добровольного письменного согласия.

По полису ОМС можно вылечит кариес и пульпит, удалить зуб, выполнить подготовку к протезированию. Тогда как услуги эстетической стоматологии, установка имплантов, корректировка прикуса брекетами обычно платные.

При подписании договора пациенту должны предоставить информацию о возможности получения соответствующих услуг без оплаты (согласно Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 №1006). В частности, рассказать о бесплатном варианте пломбы или анастезии.

Как обезопасить себя. Чтобы не стать жертвой обмана, стоит обратиться к руководству клиники и запросить информацию о том, какие услуги входят в программу территориальных гарантий, а за какие – нужно заплатить.

Если у врача получить эти сведения не удалось, можно связаться с территориальным фондом ОМС или страховой компанией. Пациент может потребовать проведения в клиники проверки или экспертизы доступности медицинской помощи.

Как избежать навязанных медицинских услуг

Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь при выборе стоматологической клиники:

  1. Внимательно подходите к выбору клиники: предварительно изучите отзывы других пациентов, запросите рекомендации у близких и коллег.
  2. Уточните, сколько лет работает клиника; главное – как долго работают врачи, нет ли текучки кадров; имеет ли клиника необходимую лицензию, является ли она многопрофильной.
  3. Сравните цены на услуги в разных клиниках.

В процессе лечения:

  1. Изучите договор перед прочтением. В частности, обратите внимание на такие пункты как стоимость услуг, сроки оказания, ответственность и реквизиты сторон. Насторожить может пункт о наличии полной предоплаты по договору – клиента не могут обязать оплатить всю сумму до оказания услуг.
  2. Запросите план лечения с указанием суммы, а также уточняйте информацию о любых назначениях.
  3. Сохраняйте чеки и договор на оплату услуг.

Какие требования может предъявить пациент

Это зависит от нарушений, допущенных клиникой.

Некачественная медицинская помощь

При оказании услуг ненадлежащего качества потребитель может обратиться с претензией к клинике, в которой потребовать (на основании ст.29 Закона о защите прав потребителей):

  1. Устранения недостатков в работе.
  2. Уменьшения стоимости оказанных услуг.
  3. Возмещения убытков из-за некачественного оказания услуг.
  4. Возврата денег (если недостатки – существенные или не были устранены нарушителем). Как минимум, пациент может вернуть все деньги на оказанные услуги.

За просрочку в исполнении своих обязательств клиника должна перечислить неустойку. А если добиваться компенсации пациенту придется через суд, медицинское учреждение дополнительно выплатит штраф 50% от суммы возмещения за отказ добровольно удовлетворить требования пациента.

Если действия врача причинили вред здоровью пациента, то он  может дополнительно потребовать компенсацию:

  1. Причиненного вреда жизни и здоровью пациента из-за выявленных недостатков в полном размере. Так, пациент может компенсировать свои затраты на перелечивание в другой клинике, расходы на проезд к месту лечения.
  2. Упущенного заработка. Если пациент вынужден был пропускать работу, чтобы лечить зубы, то может затребовать компенсацию от клиники.
  3. Морального вреда за нравственные и физические терзания (на основании ст.15 Закона о защите прав потребителей). Поскольку моральный вред невозможно измерить деньгами, размер компенсации определяет суд с учетом обстоятельств происшествия.

Оказание платных услуг по ОМС

Если пациент имел право на получение помощи в рамках ОМС, то клиника должна возместить неправомерно потраченные им деньги.

Даже после подписания договора, пациент имеет право отказаться от его исполнения при условии оплаты исполнителю фактических затрат. Объяснять причины своего решения пациент не обязан. Клиника должна вернуть деньги за не оказанные услуги, а пациент направит их в счет погашения кредита.

Законодательство запрещает обуславливать приобретение одних услуг другими (на основании пп.5 п.2 ст.16 Закона о защите прав потребителей). Если в рамках договора пациент оказали несогласованные с ним платные услуги, он может вернуть за них деньги.

Куда жаловаться на навязанные стоматологические услуги

Если пациент столкнулся с навязыванием платных стоматологических услуг, он может обратиться к руководству медицинского учреждения, в Роспотребнадзор или в суд. При чем желательно действовать именно в такой последовательности.

В стоматологическую клинику

Первоначально пациенту стоит обратиться к руководству стоматологической клиники. Это может быть главврач и его заместитель, заведующий отделением. В претензии необходимо отобразить:

1.     Наименование клиники, ее реквизиты.

2.     В чей адрес формируется претензия: ФИО главного врача.

3.     Сведения о пациенте: ФИО, контактные данные (анонимные обращения рассматривать не обязаны).

4.     Суть обращения – в чем заключалось нарушение прав пациента.

5.     Требования заявителя: вернуть незаконную плату за оказанные услуги, предоставить их бесплатно, исправить недостатки услуги и др.

6.     Дата подачи заявления и подпись.

К претензии необходимо приложить:

  • копию паспорта;
  • полис ОМС;
  • платежный документ;
  • договор об оказании платных услуг;
  • карта пациента;
  • прочие документы.

Претензия готовится в двух экземплярах, один из которых остается у пациента с отметкой о принятии. Передать ее можно через приемную или канцелярию.

Жалоба должна быть рассмотрена клиникой  в течение 30 дней с даты получения.

Если медицинские услуги оказывали в кредит, то после получения компенсации от клиники, пациенту необходимо обратиться в банк для уточнения суммы долга и закрытия кредитного договора.

Образец претензии на некачественные стоматологические услуги

С жалобой в Роспотребнадзор

Пациент вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор на нарушение прав потребителей, что может стать основанием для проведения внеплановой проверки клиники. По результатам клинику могут признать виновной в административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.8 Кодекса об административных правонарушениях. В частности, эта статья предусматривает ответственность за непредоставление полной и достоверной информации в договоре; включение в договор условий, ущемляющих права пациента и пр.

Также пациент, который лечился по полису ОМС, может обратиться в страховую компанию или фонд ОМС. На основании обращения страховая компания организует экспертизу, в рамках которой проверит, выполнялось ли лечение с учетом действующих стандартов и клинических рекомендаций, было ли оно плачено по ОМС.

В суд с исковым заявлением

Если спор не удалось урегулировать с клиникой в досудебном порядке, можно обращаться в суд. По закону попытка досудебного урегулирования спора не является обязательным условием, но это упрощает процедуру доказывания в суде.

Исковое заявление передается в суд по месту нахождения стоматологической клиники, месту жительства истца или месту исполнения договора (на основании ч.7 ст.29 ГПК). В нем пациент излагает обстоятельства нарушения его прав и предъявляет требования к клинике.

После подачи искового заявления остается дождаться времени слушания и явиться в назначенный день в суд. Решение вступит в силу в течение 10 дней.

Образец искового заявления к клинике за навязанные медицинские услуги

Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Ваш юридический помощник
Задайте свой вопрос юристу

  1. Светлана

    Постоянно на врачей только наезжают, не знаю почему к врачам сейчас такое отношение. Как людям плохо они же к врачу бегут, а не сами лечатся. Ситуации бывают разные,а люди просто врываются в кабинет, когда врач еще не закончил со своим пациентом. Сама знаю, у меня мама терапевт, проходит повышение квалификации тут постоянно мне кажется, что к врачам следует нормально относиться

    Ответить