Хамство, равнодушие и панибратство. Как и куда жаловаться на неэтичное поведение врача

Медицинское право

Врач должен руководствоваться в работе высоким моральным и этическими принципами, не допускать хамства, грубости и пренебрежительного отношения к пациентам. Но так бывает не всегда.

Рассмотрим как и куда жаловаться на грубое отношение врача и какая ответственность ему грозит.

Как должен вести себя врач с пациентом: правовое регулирование

Профессиональная этика врачей является важной составляющей правовых норм, которые регулируют деятельность медицинских работников. Право пациентов на гуманное и отношение закреплено в ст.6 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Неэтичное поведение врача нередко влечет за собой снижение качества медицинской помощи, которое не соответствует положениям Приказа Минздрава №203н от 10 мая 2017 года «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации  подчеркивает, что работа врача основана на уважительном отношении к личности и достоинству человека. Врачебная деятельность должна быть основана на высоких этических и моральных принципах.

Ключевыми принципами работы врача являются:

  1. Действие в интересах пациента.
  2. Обеспечение сохранности сведений о здоровье и жизни пациента.
  3. Использование всего арсенала средств и знаний для оказания помощи пациенту.
  4. Непричинение страданий пациенту действиями или бездействием.

Хотя Кодекс врача не является обязательным для применения, на него нередко ссылаются судебные инстанции при вынесении решений по спорам, связанным с некорректным отношением к пациентам. В медицинских учреждениях нередко есть свой внутренний этический кодекс, которому должны следовать все сотрудники медицинской организации.

Какие этические нормы чаще всего нарушают врачи

По статистике наиболее значимыми примерами нарушения профессиональной этики служат:

  1. Грубость и хамство.
  2. Равнодушное и циничное отношение, которые нередко ведут к некорректному лечению или диагнозу, снижает качество медицинской помощи.
  3. Давление на пациента и манипулирование, чтобы он подписал информированное согласие или согласился на предложенную схем лечения.
  4. Домогательства, заигрывания, некорректные намеки.
  5. Сокрытие сведений о здоровье или информации о потенциальных рисках схемы лечения.
  6. Панибратство (обращение на «ты»).

Как пожаловаться на неэтичное поведение врача

Порядок действий.  Чтобы пожаловаться на неэтичное поведение врача нужно придерживаться следующего порядка действий:

Шаг 1. Зафиксировать факт нарушения. В качестве доказательств некорректного отношения к пациенту могут выступать:

  • видеозапись или аудиозапись на телефоне;
  • свидетельские показания других пациентов или персонала;
  • экспертные заключения о некорректном диагнозе или тактике лечения и пр.

Шаг 2. Обратиться к главврачу. В обращении к главврачу нужно подробно описать обстоятельства происшествия и потребовать принять необходимые меры.  Обычно на этом этапе конфликт удается завершить, так как медицинское учреждение не заинтересовано в том, чтобы о неэтичном поведении персонала стало известно в контролирующих инстанциях и это стало основанием для внеплановых проверок.

Предать жалобу можно лично через секретаря. При передаче жалобы секретарь должен на одном экземпляре поставить дату приема и входящий номер. Также жалобу можно направить  заказным письмом.

Образец жалобы на грубость и хамство врача

Шаг 3. Дождаться результатов обработки обращения. По результатам обращения в медицинском учреждении проведут внутреннюю проверку, чтобы подтвердить их обоснованность.

Если в жалобе к главврачу были заявлены конкретные требования, то ответить пациент должны в течение 10 дней. На обращения без требований ответ должен поступить в течение 30 дней. В некоторых случаях медицинская организация попросит заключить с ней соглашение об урегулировании спора, чтобы убедиться, что пациент не будет жаловаться в контролирующие инстанции или суд.

Если по результатам подачи обращения к руководству медицинской организации пациент не достиг желаемого результата, он может пожаловаться в контролирующие инстанции в сфере здравоохранения, обратиться в правоохранительные органы или в суд.

Куда жаловаться.  В зависимости от цели, которую преследует пациент, жалобу на врача можно направить:

  1. Обратиться к главврачу для привлечения врача к дисциплинарной ответственности.
  2. Пожаловаться в прокуратуру или полицию для привлечения врача к административной ответственности.
  3. Подать жалобу в Росздравнадзор онлайн для проведения проверки в медицинской организации.
  4. Обратиться в Минздрав (местный или федеральный). К жалобе можно прикрепить имеющиеся фотографии и иные доказательства
  5. Обратиться в ФОМС или страховую компанию при некачественных медицинских услугах, необоснованном лечении. Телефон для обращения можно найти на полисе ОМС или на сайте регионального фонда социального страхования.
  6. Обратиться в суд для взыскания морального и имущественного вреда.

Стоит ли жаловаться на врача. На этот вопрос пациент должен ответить самостоятельно. Сегодня все больше пациентов готовы отстаивать свое право на уважительное отношение, что отражается в росте числа исковых заявлений.

Какая ответственность предусмотрена для врача за неэтичное поведение

Неэтичное поведение врача влечет за собой ответственность:

  1. Дисциплинарную.
  2. Административную.
  3. Уголовную.
  4. Гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность. Даже если врачу выпишут административный штраф, это не исключает привлечения его к дисциплинарной ответственности по ст.192 Трудового кодекса. Руководитель поликлиники может наказать подчиненного выговором, предупреждением или даже увольнением (при грубых или многократных проступках).

К ответственности врача привлекают после проведения внутреннего расследования. Обычно его проводить специально созданная Комиссия по этике.

О предпринятых в отношении работника мерах главврач сообщит пострадавшему пациенту.

Административная ответственность.  Если врач оскорбляет пациента, то его могут привлечь к административной ответственности по ст.5.61 Кодекса об административных правонарушениях.  По этой статье предусмотрен штраф:

  • 3000-5000 рублей для граждан;
  • 30000-50000 рублей для должностных лиц;
  • 100000-200000 рублей – для юрлица (поликлиники или стационара).

Штраф идет в пользу государства.

За неправомерный отказ в предоставлении информации гражданину врачу грозит штраф в размере 5000-10000 рублей (по ст.5.39 Кодекса об административных правонарушениях).

За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения должностным лицам грозит штраф 500-1000 рублей (по ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях).

Гражданская ответственность. Пострадавший пациент может потребовать от врача компенсации морального вреда за оскорбления (на основании ст.151 Гражданского кодекса). Для этого нужно обратиться в суд.

Факт хамства или грубого отношения к пациенту доказывать не нужно, если врачу уже выписали штраф. Размер компенсации морального вреда определяется по решению суда с учетом нравственных терзаний, причиненных пациенту. Моральный вред может быть причинен нравственными терзаниями из-за оскорблений, распространения порочащей информации, раскрытия семейной тайны, невозможности продолжать активную жизнь и пр.

Помимо компенсации морального вреда врач может потребовать компенсации:

  • физического вреда здоровью;
  • имущественного вреда в виде недополученных доходов, затрат на питание и лечение, уход и пр.

Физический вред определяется по результатам проведения судебно-медицинской экспертизы. Имущественный вред оценивается на основании документально подтвержденных расходов на лечение, питание, покупку лекарств и пр.

Уголовная ответственность. Привлечь врача к уголовной ответственности можно только при особо тяжких проступках, которые повлекли вред здоровью пациента.  Например:

К уголовной ответственности врача привлекают на основании обращения пациента в прокуратуру или полицию в судебном порядке.

Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Ваш юридический помощник
Задайте свой вопрос юристу