Иногда качество медицинской помощи и методы лечения, практикуемые участковым терапевтом, абсолютно не устраивают пациента. Но он продолжает ходить на прием к этому специалисту, не догадываясь о том, что в любой момент можно сменить врача.
Рассказываем, как выбрать и поменять лечащего врача.
Правовое регулирование
На основании ч.1 ст.70 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» лечащего врача:
- назначает руководство медицинской организации;
- выбирает пациент.
Пациенты вправе выбирать лечащего врача на основании ч.2 ст.21 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Это норма распространяется на получение медицинской помощи в рамках ОМС. Пациенты, которые обращаются в платные клиники, также могут выбирать врачей, руководствуясь принципом свободы договора.
Даже если пациент не выбирал врача, за ним закрепят определенного специалиста по умолчанию (на основании ч.16 ст.100 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Внутри каждой поликлиники есть разделение по участковому принципу и за каждым участком ответственен свой терапевт или педиатр (на основании пп.12-15 Приказа Минздравсоцразвития от 15.05.2012 №543н).
Руководство медицинской организации должно содействовать пациенту при выборе нового врача и предоставить ему всю необходимую информацию на основании Приказа Минздравсоцразвития от 26 апреля 2012 года №407н.
Каких врачей можно менять
Пациенты имеют право на выбор лечащего врача в поликлинике:
- терапевта (включая участкового);
- педиатра;
- врача общей практики (семейного);
- фельдшера.
За выбор педиатра для несовершеннолетних пациентов отвечают родители. Им стоит уточнить, можно ли будет вызвать врача на дом в случае замены специалиста. Если врач не закреплен за участком, придется лично приходить на прием или вызывать врача из платной поликлиники.
Пациент имеет право заменить лечащего врача при получении медицинской помощи в стационаре, включая дневной стационар.
По какой причине разрешается сменить врача
Причины, по которым пациент может сменить врача, законодательно не ограничиваются. Обычно пациенты руководствуются следующими причинами:
- Прописка не совпадает с фактическим местом проживания. Пациенту не удобно открывать и закрывать больничные и ездить на прием к врачу.
- Не устраивает сам врач: он грубит, его назначения не вызывают доверия, методы лечения неэффективны, он не отвечает на возникающие вопросы и пр.
- Пациент переехал по новому адресу.
При выборе врача можно руководствоваться отзывами других людей, возрастом специалиста и длительностью его работы, опытом сотрудничества, профессиональными достижениями, наличием ученой степени и пр.
Как часто можно менять врача
Пациенты имеют право сменить терапевта или педиатра:
- не чаще одного раза в год – в пределах одного медицинского учреждения;
- без ограничений – при изменении места жительства.
Если выбор нового врача оказался неудачным, в следующем году можно снова поменять специалиста.
Помимо врача пациенты могут сменить поликлинику. Право выбора медицинской организации и врача призвано стимулировать медиков оказывать более качественную помощь.
Пошаговая инструкция по смене врача
Чтобы сменить врача необходимо придерживаться следующего порядка:
- Обратится к руководству медицинского учреждения с заявлением. В нем необходимо указать данные пациента и врача, номер полиса, контактные сведения, причину смены врача, дату подачи и подпись.
- В течение 3 дней руководитель учреждения должен помочь с выбором врача и проинформировать пациентов о свободных врачах и сроках оказания ими медицинской помощи. Такие сведения главврач может сообщить как письменно, так и устно.
- Из предложенных кандидатур пациент выбирает врача и подает заявление о переходе к нему функций лечащего врача.
Если пациент переехал по другому адресу, ему нужно обратиться в регистратуру поликлиники по новому месту жительства для прикрепления.
Может ли врач отказаться от лечения пациента
Лечащий врач имеет право отказаться от лечения и наблюдения за пациентом по согласованию с руководством учреждения на основании ч.3 ст.70 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Отказ разрешается только если он не угрожает жизни и здоровью пациента и окружающих.
Доктор не возьмет новых пациентов, если он, к примеру, перегружен — на его участке слишком много жителей и обслужить всех их он не сможет. Законодательно не ограничен перечень оснований, при которых врач может воспользоваться своим правом отказа от пациента, то есть причина может быть любой.
Если врач отказался от лечения, то руководитель медицинской организации (должен заменить пациенту врача (на основании ч.3 ст.70 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
Не допускается отказ от бесплатного оказания помощи по ОМС и требование оплаты медицинских услуг, а также непредоставление срочной экстренной помощи пациенту.
Что делать в случае отказа
Если заявление на смену специалиста осталось без ответа, пациент может пожаловаться:
- в Росздравнадзор (онлайн-форма для подачи жалобы);
- страховую медицинскую организацию (контакты можно найти на полисе ОМС);
- местный Минздрав.