Оператор требует подтвердить паспортные данные, иначе грозит заблокировать мою сим-карту. Но я же предъявлял паспорт, когда подключал номер. Подскажите, это действительно сообщение от оператора или действуют мошенники? Меня в чем-то подозревают или подобные требования рассылают всем абонентам?
— Действительно, некоторые операторы рассылают уведомления с просьбой актуализировать данные паспорта. Вы не единственный, кто столкнулся с таким запросом — с начала 2023 года требования обновить персональные данные стали поступать российским абонентам гораздо чаще. Игнорировать их не стоит – иначе номер попросту заблокируют.
Может ли оператор запрашивать паспортные данные по закону
О поступлении запросов на актуализацию паспортных данных сообщают абоненты всех крупных сетей — Теле2, МТС, Билайн и Мегафон. Подобные сообщения операторы периодически рассылают своим клиентам начиная с 2018 года, когда вступили в силу поправки в ФЗ-126 «О связи».
Согласно действующему законодательству каждый абонент должен быть идентифицирован, а оператор обязан проверять достоверность сведений о нем (согласно ст. 44 ФЗ-126 «О связи»). За несовпадение паспортных данных оператора могут оштрафовать.
По данных самих операторов, сегодня до 20 млн абонентов пользуются сим-картами с неподтвержденными паспортными данными.
Таким образом, рассылая уведомления о необходимости сверки персональных данных, операторы действуют в рамках закона.
В какой форме должен поступить запрос
Обычно требования актуализировать данные паспорта абонентам направляют в виде смс или мобильном приложении, но может также поступить звонок из колл-центра или push-уведомление. Законом не регламентируется способ уведомления о проверке.
Для чего рассылают уведомления с просьбой об актуализации паспортных данных
Запросы направляют не потому, что считают абонента террористом или преступником. Причин несколько.
1. Для актуализации паспортных данных
Хотя при покупке сим-карты каждый абонент предъявляет паспорт, со временем указанная в договоре информация может устареть. Операторы связи обязаны поддерживать актуальные сведения, включая:
- Ф. И. О.;
- дату рождения;
- реквизиты паспорта.
Абоненты должны сами оповещать об изменении паспортных данных. Например, при смене паспорта после замужества или достижения определенного возраста, либо когда ребенок уже получил паспорт и обязан переоформить номер на себя. Но многие этого не делают. Поэтому операторам приходится периодически рассылать запросы.
2. Для сверки данных абонентов
Сверкой данных оператор связи может заниматься как по собственной инициативе, так и по запросу государственных инстанций. Процедура необходима для выявления неполной или некорректной информации.
3. Для уточнения данных
Сотрудник салона сотовой связи при заключении договора мог заполнить его неразборчиво или с ошибками.
Это не мошенники?
По закону операторы сотовой связи имеют право рассылать сообщения абонентам с просьбой актуализировать паспортные данные. Но все равно стоит проявить предусмотрительность и убедиться, что копия паспорта не попадет в руки злоумышленников.
Чтобы удостовериться, что вы не имеете дела с мошенниками, всегда проверяйте, кому вы сообщаете документы и на чьи просьбы отвечаете. Для этого позвоните вашему оператору на горячую линию или свяжитесь со службой поддержки и уточните, действительно ли они подавали запрос на актуализацию паспортных данных.
Если запрос на актуализацию данных поступил от оператора, то никакой опасности для абонента проверка не несет.
Вот несколько признаков, что данные запрашивают мошенники:
- Они требуют перевести комиссию за подтверждение данных. Актуализация паспорта у всех операторов – бесплатная.
- Поступил звонок с незнакомого номера и собеседник предложил продиктовать данные паспорта по телефону. В этом случае рекомендуется сразу обратиться в контактный центр оператора и уточнить, действительно ли звонок поступил по его поручению.
Сколько у абонента времени для подтверждения
У абонента есть 15 дней с момента поступления запроса для подтверждения паспортных данных. Иначе если персональные данные некорректные и неполные он может столкнуться с негативными последствиями, а именно – прекращением обслуживания номера.
Можно ли отказаться
Да, можно отказаться от верификации паспортных данных без объяснения причин. Но нужно понимать, что в поддержании сведений в актуальном состоянии заинтересован и сам абонент:
- служит защитой от замены сим-карты;
- от взлома со стороны мошенников;
- наконец, тот, кто откажется, может остаться без номера.
Что будет, если проигнорировать сообщение
Может ли оператор заблокировать сим-карту
В случае если абонент проигнорирует запрос и не подтвердит личность, его могут оставить без связи и заблокировать через 15 дней. Срок отключения будет указан в запросе оператора. Судебное решение не понадобится.
Согласно ст.46 Закона о связи, операторы имеют право (точнее – обязаны) блокировать абонентов, у которых фактические данные отличаются от указанных в договоре. К тому же номера телефонов с неподтвержденными данными владельца могут заблокировать по требованию Роскомнадзора.
Могут ли передать номер другому абоненту
Обычно операторы ограничиваются временной приостановкой услуг, так как не заинтересованы в отключении клиентов. После подтверждения актуальности данных, сим-карту абонента восстанавливают. Но если клиент так и не объявится, то его номер смогут передать другому человеку.
Как подтвердить персональные данные
Существует несколько вариантов обновить сведения о себе:
- При личном посещении салона.
- Через портал Госуслуги.
После верификации можно спокойно продолжать пользоваться номером телефона.
Через госуслуги
Самый быстрый вариант для подтверждения персональных данных – это использование портала госуслуги. Весь процесс верификации личности займет 1-3 минуты: практически все сведения подгрузятся автоматически.
Рассмотрим процедуру подтверждения персональных данных на примере оператора МТС:
- Зайти в в МТС ID или мобильное приложение по телефону, принадлежность которого нужно подтвердить.
- Выбрать способ подтверждения информации – «Через госуслуги».
- Авторизоваться на портале Госуслуги по телефону, СНИЛС или электронной почте, а также паролю.
- Подтвердите согласие на обмен сведениями между оператором и Госуслугами.
- После сверки данных, пользователь получит уведомление об успешном обновлении информации.
Также в МТС предусмотрен еще один дистанционный способ подтверждения личности: по фотографии (селфи) и паспорту. Их нужно отправить в чат техподдержки.
Лично в салоне связи
Если подтвержденной учетной записи на портале госуслуги у человека нет или данные не совпали, придется лично прийти в любой магазин или салон связи оператора и подтвердить информацию.
Как правило подтвердить сведения дистанционно не получается у тех, кто оформил номер достаточно давно и за это время у него сменилась фамилия и паспорт.
При себе нужно иметь паспорт и сим-карту. Сотрудник самостоятельно сверит данные с теми, что указаны в договоре и актуализирует информацию.
Часто задаваемые вопросы
Если номер принадлежит другому человеку
Обновить паспортные данные за другого владельца не получится. Сущность проверки как раз в том, чтобы подтвердить, что договор подписан именно с владельцем номера. Оператор не примет копию паспорта постороннего человека.
В этом случае нужно сменить владельца номера, обратившись к оператору. При смене паспорта должны присутствовать со своими паспортами два человека – реальный абонент и тот, на кого был оформлен договор. В зависимости от оператора услуга по смене владельца сим-карты может быть как бесплатной, так и платной – с небольшой комиссией до 50-150 р.
Что делать, если номером пользуется ребенок
Если сим-карта оформлена на родителя, а пользуется ей ребенок – это не нарушение. Но когда ребенок получит паспорт в 14 лет, он должен переоформить номер на себя (а этой обязанностью многие пренебрегают). Следует учитывать, что хотя по нормам Гражданского кодекса подростки могут самостоятельно заключать договора, их должны сопровождать родители. Подтверждать принадлежность паспорта ребенок до 18 лет также должен совместно с родителями.
Нужно ли подтверждать паспортные данные для каждого номера, если у абонента их несколько
Да, законом не запрещено иметь несколько сим-карт от одного или разных операторов. Подтвердить принадлежность номера нужно для каждого.
Нужно ли подтверждение паспортных данных, если они не менялись
Если поступил запрос от оператора, нужно подтвердить паспортные данные. Если – нет, никаких действий предпринимать не требуется.
А если у меня корпоративный тариф – кто должен подтвердить данные
В этом случае актуальные данные должна передать компания, в которой работают сотрудники. ИП или юрлицо могут сообщать сведения о своих работниках без их согласия. Они должны передавать информацию о своих корпоративных клиентах в ЕСИА и привязать каждый номер к определенному сотруднику, а также сообщить паспортные данные. Незарегистрированные в системе номера корпоративных клиентов операторы связи должны отключить.
Почему мне поступил запрос, а моим друзьям – нет? Мы пользуемся одним и тем же оператором
Сразу направить всем абонентам запросы на актуализацию операторы не могут, так как на россиян оформлено более 250 млн. сим-карт (это даже больше, чем все население России). Поэтому делают все поэтапно. Например, когда видят, что абонент достиг возраста для смены паспорта или паспортные данные не совпадают с базой МВД.
Краткое содержание
- Старайтесь поддерживать свои паспортные данные по договорам с операторами связи в актуальном состоянии. Проверьте, совпадают ли данные в договоре, паспорте и личном кабинете.
- Операторы связи имеют право направлять запросы абонентам на актуализацию паспортных данных. Более того, они обязаны это делать, чтобы поддерживать информацию и своих клиентах в актуальном состоянии.
- Для подтверждения паспортных данных абонент может воспользоваться порталом Госуслуги или обратиться с паспортом в любой салон связи.
- На подтверждение паспортных данных у абонента есть 15 дней с момента поступления запроса, иначе оператор имеет право приостановить оказание услуг, а затем – заблокировать сим-карту и передать номер другому абоненту.