Только за 1 квартал 2024 года мошенникам удалось выманить у доверчивых россиян более 4,3 млрд.р. Казалось бы в части борьбы с телефонными мошенниками принимается столько мер: и из каждого утюга рассказывают о используемых ими схемах, и регулярно блокируются их телефонные номера, и банки активно создают свои базы «подозрительных счетов». Но проблема не теряет актуальности и требует внедрения новых решений.
При этом шансы вернуть свои деньги у пострадавших — мизерные. Банки возвращают не более 5,5% сумм, переведенных мошенникам.
Виной всему активное применение средств социальной инженерии — жертвы сами добровольно переводят средства мошенникам, а в подобных случаях банки не обязаны возвращать деньги пострадавшей стороне.
Справедливости ради стоит сказать, что россияне стали лучше противостоять методам социальной инженерии: схемы, используемые мошенниками довольно однотипны и у всех на слуху, а звонки «специалистов из службы безопасности банков» с узнаваемым акцентом все чаще вызывают улыбку, нежели реальную обеспокоенность в сохранности денежных средств.
Подтверждает это статистика. Так, за в 3 квартале 2023 года на социальную инженерию прошлось до 31,6% всех хищений, ранее — все 50%.
Что изменится в части борьбы с телефонными мошенниками
С конца июля 2024 года банки обязаны возвращать своим клиентам средства, украденные мошенниками, в течение 30 дней (60 дней в случае трансграничных переводов). Соответствующий закон был принят еще в 2023 году, но вступил в силу только на днях.
⚠️Для возврата денег по новому закону жертве мошенников необходимо обратиться в банк с заявлением.
В каких ситуациях банки возместят потери от мошенничества
Банк обязан вернуть похищенные средства гражданину в трех ситуациях:
1. Он пропустил перевод денег на счет, принадлежащий мошенникам (включенный в специальную базу ЦБ, который регулятор формирует по информации от банков иных платежных операторов). Кстати, не исключено, что в эту базу могут попасть счета добросовестных граждан и юрлиц — на это случай ЦБ утвердил особый порядок исключения сведений.
2. Банк не направил клиенту уведомление о переводе, совершенном без его согласия. Ранее Центробанк утвердил 6 признаков подозрительных переводов:
✅совершенные на счета, по которым ранее зафиксированы мошеннические операции;
✅в отношении получателя денег возбуждено уголовное дело;
✅в банк поступила информация от сторонних компаний, указывающая на мошенничество: зафиксирована несвойственная клиенту телефонная активность: стало поступать слишком много смс или звонков;
✅перевод направляется на счета злоумышленников из базы данных ЦБ;
✅ клиент совершает нетипичную операцию (по сумме, времени или периодичности);
✅ перевод осуществляется с устройства, которое ранее использовалось злоумышленниками.
3. Клиент ранее уведомил банк об утрате своей банковской карты.
Не забывайте незамедлительно уведомлять банк об утрате контроля над картой, иначе деньги не вернут.
Какие еще меры по борьбе с мошенниками приняты
А еще банки смогут на 2 дня блокировать переводы на подозрительный счет для выяснения деталей. За это время они смогут выяснить — действительно ли их клиент по своей воле перевел средства или на него оказали влияние злоумышленники. Если клиент в выделенный ему «двухдневный период охлаждения» не изменит свое решение, то банк разблокирует перевод.
Правда, есть у этой меры и обратная сторона, когда пострадают добросовестные получатели средств — мало кто согласиться ждать поступления перевода по 2 дня.
Дополнительная мера, которая потенциально поможет в борьбе с мошенниками, — банки начнут отключать доступ к дистанционному обслуживанию, если к ним из МВД поступит информация о том, что злоумышленники занимаются выводом и обналичиванием.
🔶Вывод
Основная цель нового закона о противодействии мошенникам — стимулировать банки к улучшению своих антифрод-систем. Последние сегодня способны предотвращать существенный объем хищений, но тем не менее ущерб, причиненный мошенниками, остается высоким. Теперь банки будут прямо заинтересованы в предотвращении мошеннических операций.