Что делать, если в авиабилете ошибка

Права туристов

Ошибок в авиабилете быть не должно. Иначе пассажира могут не пустить на рейс. Но хорошая новость состоит в том, что при необходимости ошибки в авиабилете можно исправить.

Разбираемся, какие ошибки в авиабилете считаются некритичными, а какие нужно исправить, сколько придется заплатить пассажирам за изменения и куда обращаться.

Что говорит закон

Билет на самолет – это по сути договор между пассажиром и авиакомпанией на перелет. Поэтому сведения, указанные в авиабилете на момент поездки, должны совпадать с паспортными данными.

При покупке авиабилета пассажир не только отвечает за бронирование, но и самостоятельно подтверждает корректность введенных персональных данных.

В случае обнаружения в авиабилете ошибок пассажира на законных основаниях могут не допустить на рейс (с учетом положений п.1 ст.786 Гражданского кодекса, п.51,68,70 Федеральных авиационных правил).

Наиболее распространенные ошибки в билетах

Самыми распространенными ошибками в авиабилетах считаются:

  1. Неверное указание серии и номера паспорта.
  2. Опечатки в фамилии, имени, отчестве – случайное задвоение букв или пропуск двойной буквы; вместо нужной буквы указана соседняя на клавиатуре (V вместо B и пр.); две буквы перепутаны местами; одна из букв заменена кириллицей.
  3. Путаница в заполнении граф — фамилия указана в имени и пр.
  4. Ошибки в дате рождения или при указании пола.
  5. Неправильная транслитерация при покупке билета по российскому паспорту*(см. Правила МИД по транслитерации). Например, имена Nataliya и Natalya, Sergey и Sergei для сотрудников контроля – разные.
  6. Неправильные контакты – телефон или электронная почта.
  7. Неверно указаны дата или время вылета — в этом случае билет придется поменять.

*Большинство авиакомпаний требуют указывать имя и фамилию латиницей даже на внутренних рейсах.

Какие ошибки в авиабилете считаются некритичными

На стойке регистрации сотрудники авиакомпании обязательно проверяют соответствие билета паспортным данным, поэтому любая опечатка не останется незамеченной.  Но некоторые ошибки считаются некритичными и их можно не исправлять.

Так, авиакомпании могут закрывать глаза на пропущенные буквы или замену одной буквы в фамилии на внутренних рейсах, некорректно указанный пол.

В Аэрофлоте не нужно изменять транслитерацию написания фамилии и имени без изменения смысла при внутренних перелетах (например, Y на I, J на G и ZH, YA на IA и пр.).

Неправильно указанные контактные данные (телефон или электронная почта) не повлияют на процесс регистрации и исправлять такие ошибки не нужно. Некритичной считается и указание на титул (MR/MRS) – эта информация используется только для обращения к пассажиру сотрудниками авиакомпании.

В любом случае стоит заблаговременно связаться с перевозчиком и уточнить, действительно ли опечатка не критична и не помешает регистрации на рейс.

Сколько ошибок допускается в авиабилете

В некоторых источниках встречается утверждение, что авиакомпании разрешают сделать не более 3 ошибок  в имени или фамилии, если они не меняют произношение (например, Alexey и Aleksei).  На самом деле единые предписания  в Воздушном кодексе РФ  или правилах IATA отсутствуют.

Количество допустимых ошибок зависит от следующих факторов:

  1. Правил авиакомпании. Авиакомпании самостоятельно регулируют вопросы, сколько ошибок допускается в билете (на основании ст.102 Воздушного кодекса РФ). Так, например, S7 действительно допускает наличие до 3 ошибок в персональных данных на внутренних рейсах, другие авиакомпании не придерживаются этого правила и требуют полного совпадения сведений о пассажире с паспортом.
  2. Вида рейса – внутренний или международный. На внутренних рейсах обычно действуют более лояльные правила. На рейс в пределах России могут пустить с небольшой опечаткой в билете или с ошибкой в указании пола. Тогда как на международных перелетах требуют полного соответствия сведениям из загранпаспорта. Поэтому при планировании зарубежных перелетов стоит более внимательно относиться к проверке билетов.

Если требуется полное соответствие данных клиентов с паспортом, то даже с одной ошибкой в регистрации могут отказать.

Как исправить ошибку в авиабилете после покупки

Какие ошибки нужно исправить

Наиболее серьезными считаются ошибки, допущенные в паспортных и персональных данных, которые нужно постараться исправить как можно скорее:

  • серии и номере документа;
  • фамилии, имени, отчестве – особенно, если опечатка допущено в первой букве фамилии;
  • некорректно указана дата рождения – самыми грубыми считаются ошибки, когда взрослый зарегистрировался как ребенок.

Куда обращаться

Если билет куплен в авиакомпании напрямую, то обращаться нужно непосредственно перевозчику.

Если же он приобретен через посредника (турагентство или агрегатор), то запрос необходимо адресовать им. Посредники сами свяжутся с авиакомпанией и пришлют пассажиру исправленные билеты.

Способы исправления ошибок

Авиакомпании сами утверждают правила, по которым вносятся изменения в авиабилеты.  Чтобы внести изменения в авиабилет пассажиру нужно (способ зависит от перевозчика):

  1. Внести поправки через личный кабинет на сайте авиакомпании при самостоятельной покупке билета.
  2. Позвонить на горячую линию авиакомпании и уточнить, как исправить ошибку.
  3. Написать обращение в службу поддержки на электронную почту или в онлайн-чат на официальном сайте.

В авиакомпании могут запросить отсканированную версию паспорта для внесения изменений.

В первую очередь стоит попробовать исправить ошибки в личном кабинете или через чат. Звонок в колл-центр может быть платным – например, в а/к «Победа» минута разговора стоит 55-60 рублей.

Авиакомпания вправе отказать в исправлении данных без объяснения причин.

Можно ли исправить авиабилет в аэропорту

Чем раньше вы заметили ошибку в билете, тем легче ее исправить. Оптимально внести правки заблаговременно (за 24 часа). Но иногда можно сделать это уже в аэропорту перед отправлением.

Если пассажир увидел опечатку непосредственно перед вылетом, то есть несколько вариантов действий:

  • попытаться зарегистрироваться в надежде, что опечатку не заменят;
  • покупать новый билет или вносить изменения, если позволяет время.

Первый вариант подойдет тем, кто летит в пределах России и если ошибка несущественная.  Для международных рейсов маловероятно, что пассажир даже с одной опечаткой пройдет паспортный контроль.

Если пассажир приехал в аэропорт заблаговременно, то он может попытаться изменить данные в личном кабинете или позвонить в колл-центр.  Правда, не все перевозчики разрешают вносить изменения, если до вылета осталось менее 24 часов.  Некоторые и них предъявляют дополнительные требования к срокам.

К примеру, в «Победе» можно исправлять персональные данные не позднее, чем за 4 часа до вылета.

В любом случае изменения в авиабилет нужно внести до окончания регистрации на рейс, чтобы не было проблем с посадкой.

Сколько стоит внесение изменений в билет

Некоторые авиакомпании вносят изменения в билет без комиссии, другие – берут сервисные сборы.  Стоимость услуги перевозчики определяют самостоятельно (на основании п.4 Федеральных авиационных правил).  Так, в S7 и Аэрофлоте скорректировать данные можно бесплатно, а в «Победе» и Utair есть сборы за исправление билета.

Ознакомиться с размером комиссий можно при оформлении электронного билета или на официальном сайте.

Наличие дополнительных комиссий зависит не только от перевозчика, но и от тарифа авиабилета.  Дешевые тарифы дают пассажиру меньше привилегий,  поэтому любые исправления стоят дороже.

Оплатить сервисный сбор можно онлайн, в кассе авиакомпании или партнера или на стойке регистрации.

Можно ли полностью изменить фамилию

Чтобы изменить фамилию в билете, нужна веская причина. Например, замужество или расторжение брака. В этом случае можно забронировать билет на старую фамилию, а затем обновить данные после замены паспорта. Обычно перевозчики запрашивают подтверждающие документы: сканы старого и нового паспорта, а также свидетельство о браке (расторжении брака).

Правила авиакомпаний

Аэрофлот

Пассажиры Аэрофлота могут изменить данные авиабилета одним из способов.

Через личный кабинет. Паспортные (серию, номер, срок действия) и контактные данные авиакомпании можно скорректировать через личный кабинет в разделе «Управление бронированием».

Через контактный центр.  По бесплатному номеру  России 8 800 444-55-55 можно исправить дату рождения или опечатку в фамилии.

Через онлайн-чат. Если внести изменения в авиабилет не удалось, можно написать запрос в онлайн-форму авиакомпании.  Чтобы быстро решить проблему, в обращении следует указать код бронирования, данные о перелете, а также в чем состоит ошибка.

Сколько стоит. Услуга по исправлению ошибок в билетах бесплатная.

Как исправить ошибку в авиабилете в Аэрофлоте

Победа

В Победе вносить изменения в билет можно на стойке регистрации или заранее в контактном центре.

Через контактный центр.  В колл-центре в а/к «Победа» по номеру 8 809 505-47-77 можно изменить до трех символов в ФИО, поменять местами графы с информацией, исправить дату рождения и данные паспорта.

Сколько стоит. Комиссия за внесение изменений в персональных и паспортных данных клиентов лоукостера составляет 500 р. Если фамилия указана неправильно или было допущено более 3 ошибок, то исправление приравнивается к замене пассажира и сервисный сбор возрастает до 5000 р.

Дополнительно оплачивается звонок в колл-центр в размере 55-60 р. в минуту.

Особые условия. Вносить изменения в бронирование можно не позднее, чем за 4 часа до вылета.

Как исправить ошибку в билете в а/к Победа

Utair

По правилам Utair в фамилии, имени, отчестве пассажира, а также в паспортных данных не должно быть ошибок или опечаток.

Через личный кабинет. Если билет купле на сайте или в приложении Utair, внести изменения можно с помощью сервиса «Управлять билетом». Здесь разрешается изменить:

  • имя, отчество и фамилию (в том числе, при заключении брака и разводе);
  • серию и номер паспорта;
  • дату рождения.

Через службу поддержки. Исправить персональные данные в билете с подключенной страховкой можно только через чат Utair или заполнив форму Изменение персональных данных.

Если билет куплен через агентство, необходимо обращаться в него.

Какие ошибки исправить не удастся. В Utair не допускается замена:

  • данных младенца;
  • радикальное изменение возраста (например, из взрослого пассажира сделать ребенка);
  • замена в имени/фамилии/отчестве букв «Ё», «Ъ» или символа «- (дефис)» — сервис автоматически изменит «Ё» на «Е», «Ъ» на «Ь», а двойная фамилия будет указана слитно – это не считается ошибкой.

Сколько стоит. Услуга по изменению персональных данных – платная. Она предполагает следующие сборы:

  • за внесение изменений — 1000 р. или 15 евро на международных рейсах;
  • за использование систем бронирования – 185 р.за рейс;
  • дополнительный сервисный сбор агентства при обмене в кассах партнеров.

При внесении изменений через кассу сборы оплачиваются наличными.

Особые условия. Изменение персональных и паспортных данных не должно приводить к замене пассажира. Стоит учесть, что одновременно допускается изменить не более 2 параметров у одного пассажира, а вносить правки можно единожды.

Как исправить ошибку в авиабилете в компании Utair

S7 Airlines

Через личный кабинет. Авиакомпания S7 разрешает вносить изменения в билеты в личном кабинете при допущенных ошибках:

  • в паспортных данных (серии и номере паспорта);
  • в контактных данных;
  • если при покупке забыли добавить карту S7 Priority.

Для корректировки данных нужно ввести фамилию или электронную почту, либо  номер бронирования в открывшейся форме. В разделе «Пассажирам» необходимо указать корректные паспортные данные и сохранить изменения.

Через форму обратной связи. Чтобы исправить другие неточности в билете (в ФИО, указанном поле, дате рождения  и пр.) необходимо заполнить форму обратной связи. В форме нужно написать правильные данные.

Сколько стоит. Изменения через форму обратной связи вносят бесплатно.

Особые условия.  Через онлайн-сервисы S7 Airlines можно внести изменения только в билеты, оформленные на бланке перевозчика (номер начинается на цифры 421). Если использован другой банк, нужно обращаться непосредственно к продавцу.

Как исправить ошибку в авиабилете в компании S7 Airlines

Уральские авиалинии

Через личный кабинет.  На сайте авиакомпании в личном кабинете (в разделе «Заказы») или через сервис «Проверка заказа» можно корректировать поля с электронной почтой, гражданством, полом, датой рождения и номером телефона. 

Через колл-центр.  Чтобы внести изменения в поля «Фамилия», «Имя», «Отчество» или паспортные данные, необходимо обратиться в контактный центр по  бесплатному номеру 8 (800) 7700 262. Если дозвониться не получилось, можно передать просьбу в онлайн-чат.

Сколько стоит. Стоимость внесения изменений – 1000 р. Оплатить сервисный сбор нужно в течение 30 минут после получения билета.

Особые условия. Правки на сайте авиакомпании разрешается делать неограниченное число раз.

Как исправить ошибку в авиабилете в компании Уральские авиалинии

Как избежать ошибок в авиабилетах: памятка туристам

  1. Держать паспорт под рукой и всегда сверяться с ним.
  2. Перепроверять все данные перед покупкой билета и только потом — оплачивать.
  3. Проверить маршрутную квитанцию, которая придет на почту сразу после оформления покупки.
  4. Свериться с загранпаспортом при указании имени и фамилии латиницей.
  5. Перепроверять числовой ряд паспорта в обратную сторону и каждую букву в фамилии.
  6. Выбирать тариф, по которому доступны изменения в билете за сутки до вылета. Как правило, это возвратные авиабилеты, которые стоят немного дороже.
Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Ваш юридический помощник
Задайте свой вопрос юристу