Можно ли вернуть товар в магазин без чека?

Права потребителей

— Потеряла кассовый чек на покупку. Можно ли теперь вернуть товар в магазин и как это сделать?

Да, вернуть товар в магазин можно и без чека. Главное, чтобы вы смогли доказать, что купили его именно у этого продавца.

Правовое регулирование

Законодательство гарантирует покупателям возможность обмена качественного товара, который не подошел им по каким-либо параметрам, либо возврата товара с дефектами.

Закон о защите прав потребителей прямо указывает, что отсутствие у покупателя чека не является основанием для отказа принимать товар обратно. Это правило распространяется как на возврат качественного, так и некачественного товара (по п.5 ст.18, п.1 ст.25 Закона о защите прав потребителей).

Пошаговая инструкция: как вернуть товар, если чек не сохранился

Хотя при возврате товара чек не обязателен, продавцы нередко отказывают в возврате, ссылаясь на то, что факт покупки товара именно у них не нашел подтверждения.

Как доказать факт покупки. Покупку товара у данного продавца можно доказать следующими способами:

  • выпиской со счета карты при безналичной оплате;
  • электронным чеком (покупатель может запросить электронный чек и его вышлют на электронную почту или телефон);
  • сведениями об истории покупок из личного кабинета онлайн-магазина;
  • отметками в гарантийном талоне, которые сделал продавец при продаже;
  • свидетельскими показаниями людей, присутствующих при покупке;
  • магазинной биркой на товаре;
  • материалами аудио и видеосъемки;
  • информацией о списаниях или начислениях денег по карте постоянного покупателя.

Роспотребнадзор также указывал на возможность покупателя восстановить чек. Для этого нужно сообщить дату покупки и время, а продавец сам проверит факты по электронной базе за соответствующий период.

Если данные восстановить не удалось или продавец отказался идти навстречу, можно обратиться в суд. В рамках судебного процесса допускается потребовать у продавца результаты сверки кассовой ленты или записи с камер наблюдения (на основании ст.57 Гражданского процессуального кодекса).

Читайте также:  Памятка покупателю: что делать, если цена в чеке не соответствует ценнику

Читайте также: Школа грамотного потребителя: как вернуть некачественный товар в магазин

Порядок действий. После того, как покупатель заручился доказательствами покупки, действовать нужно по следующем алгоритму:

Шаг 1. Передать продавцу письменную претензию. В претензию необходимо включить следующие сведения:

  • наименование продавца;
  • сведения о покупателе;
  • описание товара и его цену;
  • дату покупки товара;
  • описание проблемы или недостатка товара;
  • требование к продавцу (вернуть деньги);
  • дату и подпись.

Образец претензии к продавцу на возврат товара можно скачать тут.

Один экземпляр претензии с отметкой о принятии нужно сохранить у себя вплоть до возврата денег.

Шаг 2. Дождаться результатов рассмотрения претензии.

Если продавец признает претензионные требования обоснованными, оформляется возврат товара и денежных средств.

Шаг 3. Получить назад средства за товар. Деньги за покупку вернут наличными или переведут на карту. Если товар был оплачен картой, то средства зачислят на нее.

Нужен ли паспорт для возврата товара. Чтобы оформить возврат продавцы нередко требую паспорт или иной документ, удостоверяющий личность покупателя. Хотя паспорт отсутствует в перечне обязательных документов для оформления возврата, но магазин может запрашивать его для соблюдения требований банковского законодательства.

Читайте также: Как вернуть качественные товары в магазин

Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Ваш юридический помощник
Задайте свой вопрос юристу