Верховный суд вынес важное решение для пенсионеров, которые «не дружат» с электронными сервисами и не хотят регистрироваться на Госуслугах. Он подтвердил право граждан самостоятельно выбирать способ подачи заявки на оформление доплаты к пенсии.
Благодаря настойчивой пенсионерке, которая невзирая на отказы в трех судах дошла до Верховного суда, теперь и другие граждане смогут ссылаться на это решение при отстаивании своих прав. Рассказываем подробнее.
Что случилось
Пенсионерка решила оформить социальную доплату к пенсии — так называемую «московскую пенсию». Напомним, что условиями для получения московской пенсии (это 25 850 р. в 2025 году) выступают:
✅ Пенсионер получает в Москве один из видов пенсии: государственную, социальную, страховую, пожизненное содержание или военную.
✅ Общий срок прописки (регистрации по месту жительства) в Москве составляет 10 лет и более.
✅ Пенсионер не работает.
✅ Его пенсия меньше городского стандарта в 25 850 р. (сумма ежегодно пересматривается).
Как видим в перечне условий для назначения доплаты к пенсии ничего не сказано об обязательной регистрации на портале Госуслуги.
❌ Но есть важный нюанс — для оформления доплаты до городского стандарта нужно подать заявление — автоматически она не назначается (согласно п. «в» ст.14 ПП Москвы №1268-ПП). А единственным способом подачи такого заявления является электронный: с использованием регионального портала госуслуги.
В правилах, согласно которым назначается доплата ни слова не говорится об альтернативных способах подачи заявки. Точнее, в бумажной форме могут подать заявление только официальные представители пенсионеров, которые находятся под опекой. Тогда как сам пенсионер — почему-то нет.
Ст.1.3 ПП Москвы №1268-ПП гласит, что прием заявлений осуществляется:
Исключительно в электронной форме с использованием государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы»
С одной стороны оформление заявки через Госуслуги — это действительно удобно, не нужно никуда идти и писать заявления от руки. С другой — почему должны страдать те, кто не зарегистрирован на портале? Они лишаются права на доплату даже несмотря на то, что отвечают всем условиям для ее назначения.
➡️ Московская пенсионерка подумала, что указанный способ подачи заявления — лишь формальность и если она лично придет в органы соцзащиты и подаст документы — ей не откажут. У женщины не было своего личного кабинета на госуслугах, по двум причинам:
⛔ у нее нет достаточных навыков владения интернетом;
⛔ она опасается указывать свою личную информацию из-за мошенников (что явно небезосновательно с учетом того, сколько случаев взлома аккаунтов пожилых граждан происходит регулярно).
Но к сожалению, ее доводы в органах соцзащиты не учли и отказали ей в назначении доплаты.
❌Тогда пенсионерка пошла в суд и в трех инстанциях — снова отказы. Суды не нашли нарушений в работе органов соцзащиты (те якобы действовали строго в соответствии с правилами).
✅ Только Верховный суд встал на сторону пенсионерки, обвинив суд в слишком формальном подходе в рассмотрении дела.
Что решил Верховный суд
Верховный суд в своем определении пришел к следующим важным выводам (см. Определение ВС по делу № 5-КГ24-127-К2 от 3 марта 2025 года):
✅ Для оформления доплат к пенсии гражданам необязательно имеет аккаунт на «Госуслугах». Да и в целом ни один закон не содержит обязанности для россиян регистрироваться на портале.
✅ Пенсионер имеет право подать заявление в бумажной форме, если она для него более предпочтительна.
✅ Пенсионер в споре с государственными инстанциями выступает как слабая сторона и формализм в данном случае не допустим.
➡️ В результате дело направлено в суд первой инстанции для пересмотра. Жалко только, что для вынесения решения в свою пользу женщине пришлось ждать целых 3 года.
Правда, доплату ей должны назначить за все предыдущие годы — то есть с даты подачи заявления 21 апреля 2022 г.