Как пожаловаться на налоговую инспекцию

Налоги и бизнес

Налогоплательщик может обжаловать решение или требование от налоговых органов, если он считает,  что его права — нарушают.

Расскажем, какие сведения включить в жалобу на налоговую инспекцию, чтобы ее не только рассмотрели, но и — удовлетворили требования налогоплательщика, куда ее подавать и в какие сроки.

10 оснований для обжалования действий налоговой инспекции

Любой налогоплательщик может обжаловать некорректные действия или бездействие налоговой инстанции.

Жалобу на действия налоговых инспекторов можно подать на следующих основаниях:

  1. Обнаружены ошибки в процессе начисления налогов.
  2. Необоснованно начислили штрафы.
  3. Задержали выплату налогового вычета.
  4. Нарушены сроки оказания услуги.
  5. Допущена просрочка при регистрации заявления налогоплательщика.
  6. Отказали в исправлении ошибок и опечаток.
  7. Не оказали госуслугу.
  8. Вынесли решение, противоречащее закону.
  9. Запросили дополнительную плату за услугу.
  10. Потребовали документы, которые не предусмотрены законом.

Налогоплательщик вправе обжаловать налоговый акт, требование, уведомление или иной документ. Жалобу передают на определенное решение налогового органа и на отдельные его части.

Почему следует подать жалобу в налоговую инспекцию: 5 причин

  1. Жалоба помогает восстановить нарушенные права налогоплательщика
  2. Это бесплатно
  3. Жалоба поможет впоследствии обратиться в суд
  4. Это просто: подать жалобу можно не выходя из дома
  5. Если в удовлетворении жалобы откажут, можно проанализировать, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите собственной позиции в суде

Как составить жалобу на налоговую инспекцию

Согласно определению из Налогового кодекса жалоба – это письменное обращение в налоговую инстанцию в части обжалования документов или бездействия инспекторов. Ее можно написать от руки или набрать на компьютере.

Жалоба имеет свободную форму, но содержит набор обязательных реквизитов:

  1. Сведения о налогоплательщике: Ф.И.О., адрес и контактные данные для уточнения информации (телефон, электронная адрес).
  2. Наименование инстанции, в которую направляется жалоба.
  3. Наименование налоговой инспекции, действия (бездействие) которой обжалуют.
  4. Ф.И.О. и должности лиц, которые допустили нарушение.
  5. Сущность допущенных налоговиками нарушений.
  6. Реквизиты документа (акта, постановления, уведомления), который обжалуется (при наличии).
  7. Основания, подтверждающие нарушение прав налогоплательщика: причины, по которым он считает свои права нарушенными или не согласен с решением налоговой инспекции.
  8. Требования налогоплательщика: полная или частичная отмена решения, дополнительная проверка или изменение решения.
  9. Предпочтительный способ ответа: письмом по почте, в личный кабинет налогоплательщика или на электронную почту.

Образец жалобы на налоговую инспекцию можно скачать тут

К жалобе необходимо приложить комплект документов:

  • паспорт заявителя;
  • паспорт и доверенность полномочного представителя;
  • документы, подтверждающие обоснованность жалобы: обжалуемое решение и пр.

Когда жалобу не рассмотрят

Есть несколько причин, по которым жалобу не будут рассматривать по существу или откажут в ее удовлетворении:

  • она является анонимной;
  • содержит нецензурную лексику;
  • нарушения не имеют фактического подтверждения (например, налогоплательщик ссылается на нормы закона, утратившие силу или несуществующие акты/налоговые требования);
  • не соблюдены сроки для подачи жалобы: действия инспекторов подлежат обжалованию в течение 1 года после обнаружения факта нарушения прав налогоплательщика.

Куда подавать жалобу

Жалоба передается в налоговый орган, который нарушил права налогоплательщика с указанием реквизитов и адреса инспекции. Нужные реквизиты можно узнать с использованием сервиса  «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Несмотря на то, что передается жалоба в инспекцию, действия которой обжалуются, адресуется она в вышестоящую инстанцию. Это может быть управление налоговой службы по субъекту РФ или ФНС. У налогового органа будет 3 дня на то, чтобы отправить жалобу в вышестоящую инстанцию после ее получения.

Как передать

Передать жалобу на налоговую инспекцию можно несколькими способами:

  1. Лично (через полномочного представителя) передать документ через ИФНС.
  2. Направить жалобу почтой заказным письмом.
  3. Использовать личный кабинет налогоплательщика в разделе «Жизненные ситуации – Прочее».
  4. Воспользоваться порталом Госуслуги.

    Как пожаловаться на налоговую инспекцию через портал Госуслуги
    Как пожаловаться на ФНС онлайн через госуслуги
  5. Заполнить форму на сайте ФНС.

    Как пожаловаться на ФНС онлайн
    Как подать обращение через сайт ФНС онлайн

Сроки рассмотрения жалобы

На рассмотрение жалобы у налоговиков будет 30 дней. Если потребуется запросить дополнительные документы, то сроки могут продлить еще на 15 дней.

На то, чтобы передать налогоплательщику ответ по его обращению налоговой службе дается 3 дня после вынесения решения.

Оперативно отслеживать процесс рассмотрения жалобы можно через сервис «Узнать о жалобе».

Подача жалобы через ФНС онлайн
Как узнать статус рассмотрения жалобы на налоговую инспекцию онлайн

Результаты рассмотрения

По результатам рассмотрения жалобы налоговики могут вынести следующее решение:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • признать, что права налогоплательщика были нарушены и принять соответствующие меры;
  • приять решение по существу.

Если налогоплательщик не согласен с принятым решением или ответа не его обращение не поступил, он может обращаться в суд.

Краткое содержание

Вот что нужно знать гражданам, планирующим пожаловаться на налоговую инспекцию:

  1. Если налоговая инспекция нарушает сроки, бездействует, не перечисляет налоговый вычет или требует заплатить некорректно начисленные налоги – ее действия можно обжаловать
  2. Жалоба на налоговую инспекцию адресуется в вышестоящую инстанцию, но передается через ИФНС, нарушившую права налогоплательщика.
  3. Жалоба обязательно имеет письменную форму и содержит указание на допущенные нарушения и перечень требований к инспекторам.
  4. Жалобу должны рассмотреть в течение месяца, но при необходимости сроки продлевают еще на 15 дней.
  5. Если в удовлетворении жалобы отказали, налогоплательщик может обратиться в суд.
Дарья Симонова

Бухгалтер, индивидуальный предприниматель. Обладаю экспертными знаниями в области бухгалтерского, налогового учета, финансового анализа и бюджетирования.

Оцените автора
Юридический журнал "Я вправе"
Задайте свой вопрос юристу