Налогоплательщик может обжаловать решение или требование от налоговых органов, если он считает, что его права — нарушают.
Расскажем, какие сведения включить в жалобу на налоговую инспекцию, чтобы ее не только рассмотрели, но и — удовлетворили требования налогоплательщика, куда ее подавать и в какие сроки.
10 оснований для обжалования действий налоговой инспекции
Любой налогоплательщик может обжаловать некорректные действия или бездействие налоговой инстанции.
Жалобу на действия налоговых инспекторов можно подать на следующих основаниях:
- Обнаружены ошибки в процессе начисления налогов.
- Необоснованно начислили штрафы.
- Задержали выплату налогового вычета.
- Нарушены сроки оказания услуги.
- Допущена просрочка при регистрации заявления налогоплательщика.
- Отказали в исправлении ошибок и опечаток.
- Не оказали госуслугу.
- Вынесли решение, противоречащее закону.
- Запросили дополнительную плату за услугу.
- Потребовали документы, которые не предусмотрены законом.
Налогоплательщик вправе обжаловать налоговый акт, требование, уведомление или иной документ. Жалобу передают на определенное решение налогового органа и на отдельные его части.
Почему следует подать жалобу в налоговую инспекцию: 5 причин
- Жалоба помогает восстановить нарушенные права налогоплательщика
- Это бесплатно
- Жалоба поможет впоследствии обратиться в суд
- Это просто: подать жалобу можно не выходя из дома
- Если в удовлетворении жалобы откажут, можно проанализировать, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите собственной позиции в суде
Как составить жалобу на налоговую инспекцию
Согласно определению из Налогового кодекса жалоба – это письменное обращение в налоговую инстанцию в части обжалования документов или бездействия инспекторов. Ее можно написать от руки или набрать на компьютере.
Жалоба имеет свободную форму, но содержит набор обязательных реквизитов:
- Сведения о налогоплательщике: Ф.И.О., адрес и контактные данные для уточнения информации (телефон, электронная адрес).
- Наименование инстанции, в которую направляется жалоба.
- Наименование налоговой инспекции, действия (бездействие) которой обжалуют.
- Ф.И.О. и должности лиц, которые допустили нарушение.
- Сущность допущенных налоговиками нарушений.
- Реквизиты документа (акта, постановления, уведомления), который обжалуется (при наличии).
- Основания, подтверждающие нарушение прав налогоплательщика: причины, по которым он считает свои права нарушенными или не согласен с решением налоговой инспекции.
- Требования налогоплательщика: полная или частичная отмена решения, дополнительная проверка или изменение решения.
- Предпочтительный способ ответа: письмом по почте, в личный кабинет налогоплательщика или на электронную почту.
Образец жалобы на налоговую инспекцию можно скачать тут
К жалобе необходимо приложить комплект документов:
- паспорт заявителя;
- паспорт и доверенность полномочного представителя;
- документы, подтверждающие обоснованность жалобы: обжалуемое решение и пр.
Когда жалобу не рассмотрят
Есть несколько причин, по которым жалобу не будут рассматривать по существу или откажут в ее удовлетворении:
- она является анонимной;
- содержит нецензурную лексику;
- нарушения не имеют фактического подтверждения (например, налогоплательщик ссылается на нормы закона, утратившие силу или несуществующие акты/налоговые требования);
- не соблюдены сроки для подачи жалобы: действия инспекторов подлежат обжалованию в течение 1 года после обнаружения факта нарушения прав налогоплательщика.
Куда подавать жалобу
Жалоба передается в налоговый орган, который нарушил права налогоплательщика с указанием реквизитов и адреса инспекции. Нужные реквизиты можно узнать с использованием сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».
Несмотря на то, что передается жалоба в инспекцию, действия которой обжалуются, адресуется она в вышестоящую инстанцию. Это может быть управление налоговой службы по субъекту РФ или ФНС. У налогового органа будет 3 дня на то, чтобы отправить жалобу в вышестоящую инстанцию после ее получения.
Как передать
Передать жалобу на налоговую инспекцию можно несколькими способами:
- Лично (через полномочного представителя) передать документ через ИФНС.
- Направить жалобу почтой заказным письмом.
- Использовать личный кабинет налогоплательщика в разделе «Жизненные ситуации – Прочее».
- Воспользоваться порталом Госуслуги.
- Заполнить форму на сайте ФНС.
Сроки рассмотрения жалобы
На рассмотрение жалобы у налоговиков будет 30 дней. Если потребуется запросить дополнительные документы, то сроки могут продлить еще на 15 дней.
На то, чтобы передать налогоплательщику ответ по его обращению налоговой службе дается 3 дня после вынесения решения.
Оперативно отслеживать процесс рассмотрения жалобы можно через сервис «Узнать о жалобе».
Результаты рассмотрения
По результатам рассмотрения жалобы налоговики могут вынести следующее решение:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- признать, что права налогоплательщика были нарушены и принять соответствующие меры;
- приять решение по существу.
Если налогоплательщик не согласен с принятым решением или ответа не его обращение не поступил, он может обращаться в суд.
Краткое содержание
Вот что нужно знать гражданам, планирующим пожаловаться на налоговую инспекцию:
- Если налоговая инспекция нарушает сроки, бездействует, не перечисляет налоговый вычет или требует заплатить некорректно начисленные налоги – ее действия можно обжаловать
- Жалоба на налоговую инспекцию адресуется в вышестоящую инстанцию, но передается через ИФНС, нарушившую права налогоплательщика.
- Жалоба обязательно имеет письменную форму и содержит указание на допущенные нарушения и перечень требований к инспекторам.
- Жалобу должны рассмотреть в течение месяца, но при необходимости сроки продлевают еще на 15 дней.
- Если в удовлетворении жалобы отказали, налогоплательщик может обратиться в суд.