Сроки для предъявления требований покупателя к магазину и их удовлетворения продавцом

Права потребителей

Знание законодательства о защите прав потребителей позволит покупателю отстаивать свои интересы в спорах с продавцами.  В данной статье мы подробнее остановимся на сроках по «Закону о защите прав потребителей».

В материале приведены временные рамки, в которые потребителю нужно уложиться для предъявления своих требований продавцу, а также сроки для удовлетворения требований покупателя. Также представлены меры ответственности продавца за нарушение установленных законом сроков.

Как отсчитываются сроки

Сроки предъявления и удовлетворения требований покупателей приведены в Законе «О защите прав потребителей»  от 1992 года.

В законодательстве о защите прав потребителей сроки отсчитываются в календарных днях, включая выходные и праздничные дни. Согласно ст.193 ГК если последний день предъявления требований приходится на нерабочие дни, то днем окончания сроков будет следующий рабочий день.

По общим правилам сроки начинают течь на следующий день после события, с которым связывается его начальная точка. Обычно это подписание договора купли-продажи. Сделка считается заключенной с момента передачи кассового и товарного чека.

В некоторых статьях содержится исключение и срок начинает течь день в день. Например, в п.2 ст.25 ЗоЗПП требования о возврате товаров можно удовлетворить в течение 3 дней после возврата товара.

В какие сроки покупатель обязан предъявить свои требования к продавцу

Покупателям важно знать сроки для предъявления требований к продавцу и отслеживать их. В случае их пропуска, он потребитель сможет их восстановить и реализовать свои законные права.

По умолчанию требования потребителей об обнаруженных недостатках предъявляют в течение гарантийного срока, срока годности и срока службы. Гарантийный срок на сезонные товары начинает отсчет не с момента подписания договора, а после наступления сезона.

Для предъявления требований за пределами гарантийного срока доказывать наличие производственного недостатка должен потребитель.

Предельные сроки для предъявления претензий к продавцу со стороны покупателя содержатся в таблице.

Таблица Максимальные сроки предъявления требований к продавцу

Наименование требования Максимальные сроки предъявления требований Правовое обоснование Описание
Заменить или вернуть деньги за качественный товар 14 дней (день покупки не считается) ст.25 ЗоЗПП

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 №2463 (перечень невозвратных товаров)

Покупатель вправе вернуть качественные товары в магазин, если они не соответствуют цвету, расцветке и фасону при условии соблюдения товарного вида; предъявления чека или иных доказательств покупки; отсутствия товара в перечне невозвратных.
Возможность отказаться от качественного товара, купленного в интернет-магазине 7 дней Ст.26.1 ЗоЗПП Покупатель может отказаться от любого товара, купленного в интернете в течение недели при условии сохранения товарного вида. Перечень невозвратных товаров с 2021 года распространяется на дистанционную продажу. Сроки начинают отсчитываться со дня доставки.
Право отказаться от качественного товара из интернет-магазина, если продавец не предоставил информацию о сроках и порядке возврата 3 месяца Ст.26.1 ЗоЗПП Если продавец не предоставил покупателю сведения о сроках и условиях возврата, то покупатель может отказаться от товара в течение 3 месяцев
Сроки для предъявления требований о возврате технически сложного товара с недостатками 15 дней Ст.18 ЗоЗПП Сроки начинают отсчитываться со дня передачи товара к покупателю.

В отношении технически сложных товаров покупатель может потребовать

возврата денег за товар, либо заменить на товар этой же марки или аналог. По истечении 15 дней указанные требования можно предъявить при обнаружении существенного недостатка.

Предъявление требований, связанных с недостатками товара, не имеющего гарантийного срока 2 года Ст.19 ЗоЗПП По умолчанию покупатель вправе предъявить требования об устранении недостатков товара в течение гарантийного срока, но если это срок не установлен действуют фиксированные сроки в два года
Требование о безвозмездном устранении недостатков товара без срока службы 10 лет Ст.20 ЗоЗПП Срок службы на товар устанавливается в технической документации к товару, а если он не установлен, то требования можно предъявлять в течение 10 лет

В какие сроки продавец обязан удовлетворить требования покупателей

После того как покупатель обратился с письменной претензией в магазин, ему остается дождаться пока его требования исполнят. Сроки на удовлетворение законных требований потребителей также регламентируются законодательно, и за их нарушение продавцу грозит ответственность.

Отсчет сроков стартует со дня предъявления требований покупателя к торговой точке.

Таблица Сроки удовлетворения требований покупателя

 

Требование покупателя к продавцу

Срои удовлетворения требований покупателей Правовое обоснование Описание
Вернуть деньги за качественный товар 3 дня ч.2 ст.25 ЗоЗПП Сроки применяются, если товар не подошел покупателю по размеру, цвету, комплектности или фасону; потребитель сдал товар в магазин и потребовал вернуть деньги
Предоставить товар на замену на период ремонта сломанной вещи 3 дня п.2 ст.20 ЗоЗПП

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 №2463

Продавец обязан предоставить по требованию покупателя товар на период ремонта сломанного (например, смартфон или ноутбук). Замена предоставляется абсолютно бесплатно. Перечень товаров, замена которым не предоставляется перечислен в ПП №2463 – автомобили, тостеры, фены и пр.
Заменить товар ненадлежащего качества 7 дней п.1 ст.21 ЗоЗПП При покупке товара с недостатками продавец по требованию клиента обязан поменять его (если покупатель решил не возвращать деньги, а заменить товар на аналог)
Замена товара с недостатками при отсутствии у продавца аналога 30 дней п.1 ст.21 ЗоЗПП Если у продавца нет нужного покупателю товара для замены некачественного, то замена производится в течение 30 дней. Магазин обязан по требованию покупателя предоставить ему аналогичный товар на замену, пока не поставит нужную продукцию
Провести дополнительную проверку качества 20 дней п.1 ст.21 ЗоЗПП Сроки отводят продавцу на поведение дополнительной проверки качества при поступлении требований о замене некачественного товара от покупателя
Удовлетворить требования покупателя 10 дней ст.22 ЗоЗПП В этот срок продавец обязан удовлетворить требования покупателя о соразмерном уменьшении цены товара, исправления недостатков, компенсации убытков за неполную (недостоверную информацию)
Максимальный срок устранения недостатков товара 45 дней ч.1 ст.20 ЗоЗПП Этот период отводится на гарантийный ремонт и устранение недостатков товара

Ответственность для продавца за нарушение сроков

Неисполнение законных требований покупателя грозит магазину ответственностью по ст.23 ЗоЗПП.

За невыполнение или просрочку в выполнении требований покупателя о предоставлении ему на период ремонта аналогичного товара, о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара,  возврате уплаченной за товар денежной суммы магазину грозит неустойка в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.

Покупатель обратился с требованием предоставить ему ноутбук во временное пользование на период ремонта. Стоимость ноутбука составила 50 тыс.р.  Просрочка в исполнении требований с стороны магазин достигла 20 дней. За каждый день просрочки продавцу придется заплатить пени 500 р. Общий размер неустойки за этот период составит 10000 р. (500*20). Если торговая точка откажется самостоятельно компенсировать ущерб, покупатель сможет взыскать штраф в размере 50% от суммы неустойки в суде.

 

Неустойка в случае нарушения сроков передачи предоплаченного товара составляет 0,5% в день.

Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Ваш юридический помощник
Сталкивались ли вы с нарушением сроков продавцом?