Что делать, если Вас обвесили: инструкция по борьбе с обманом в магазинах

Права потребителей

Обвешивание является одним из наиболее распространенных нарушений в торговле. С недовесом покупатель может столкнуться практически в любом магазине или на рынке.

Журнал «Я вправе» проанализировал способы обмана покупателей и составил пошаговую инструкцию с разъяснениями, куда жаловаться на недовес в магазине, какая ответственность грозит магазину за обвес в свою пользу?

Что говорит закон

Покупатель должен оплачивать только реальный вес товара. При обвешивании данный принцип нарушается, так как продавец берет полную плату за товар несоответствующего веса. В подобной ситуации покупатель, согласно ч.1 ст.466 Гражданского кодекса может потребовать:

  • передать ему недостающее количество товара;
  • отказаться от покупки и оплаты за нее, а если товар оплачен – вернуть уплаченную сумму назад.

При этом покупатель сам выбирает, какой вариант более предпочтительный.

Как обвешивают в магазинах: секреты продавцов

Чтобы не стать жертвой обмана, нужно знать уловки продавцов, которые они применяют, когда хотят кого-то обвесить. Это, например:

  1. Использование электронных или настольных весов с умышленно сбитыми настройками.
  2. Учет веса упаковки в процессе взвешивания.
  3. Снятие товара с весов до того как стрелка зафиксируется на определенной отметке.
  4. Некорректная установка весов: под наклоном или на неровной поверхности.
  5. Отвлечение внимания покупателя от показаний весов.
  6. Взвешивание группы похожих товаров с разными ценниками.
  7. Обвес в процессе расфасовки товара.

Чтобы снизить риски обвешивания, покупателю следует проявлять бдительность и проверять результаты взвешивания в торговой точке.

Казалось бы, при использовании электронных весов обвесить покупателя невозможно. Тем не менее, даже с электронными весами продавцы могут практиковать самые простые способы обвешивания, включая перепрограммирование измерительных приборов.

Как проверить вес товара в магазине

Главным помощником покупателя в борьбе с обвесами являются «контрольные весы».  Если контрольное взвешивание укажет на иное значение, покупатель вправе жаловаться на нарушение своих прав. Выявление факта неправильного взвешивания непосредственно в магазине способно существенно облегчить процесс возврата денег.

Можно ли получить назад деньги, если обвес обнаружен только дома? Да, но доказать факт обвеса будет сложнее. Потребуется подтверждающий оплату документ, а также свидетельские показания, подтверждающие, что вы не убирали продукцию из взвешенной.

Магазины обязаны разместить в доступном месте контрольные весы, чтобы покупатели могли проверить вес товаров. На основании п.4 Правил продажи отдельных товаров (утв. Постановлением Правительства от 2020 года №2463) продавец обязан иметь средства изменения и содержать их в исправном состоянии, если торгует развесным товаром.

Отсутствие контрольных весов в магазине влечет за собой привлечение продавцов к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ (за нарушение правил продажи отдельных видов товаров). Данная статья предполагает наложение штрафа в размере:

  • 300-500 р. — для граждан;
  • 1000-3000 – для должностных лиц.

Пожаловаться на отсутствие контрольных весов в магазине можно в Роспотребнадзор.

Куда жаловаться на недовес в магазине

Книга жалоб и предложений

Книгу жалоб и предложений должны предоставить по первому требованию покупателя (отсутствие жалобной книги грозит магазину штрафом до 30 тыс.р.). Покупателю следует изложить в книге жалоб  обстоятельства обвеса в свободном порядке:

  • кто совершил;
  • когда;
  • какое было расхождение в весе и цене по сравнению с контрольным измерением;
  • прочие важные обстоятельства;
  • контактные данные (чтобы администрация магазина отреагировала на жалобу и могла вернуть деньги).

Торговая точка обязана отреагировать на жалобу и предоставить ответ на поступившее обращение в течение 5 дней.

Претензия в магазин

Отправка претензии в магазин является действенным способом добиться удовлетворения своих требований покупателем. Претензия должна содержать:

  • наименование торговой точки;
  • место и время совершения покупки;
  • взвешенный товар;
  • величину расхождения между первичным и контрольным взвешиванием;
  • информацию о продавце и пр.

Образец претензии в магазин на обвешивание покупателя можно скачать тут

Роспотребнадзор

Жалобы на нарушение правил торговли, включая обвес, уполномочен принимать Роспотребнадзор. Эта контролирующая инстанция обязана проводить проверки по каждому факту нарушений.

Жалоба составляется в свободной форме и содержит описание когда, в каком магазине, в отношении какого товара произошел недовес. Для рассмотрения жалобы по существу и инициирования проверки жалоба не должна быть анонимной, содержать ненормативную лексику, оскорбления и угрозы.

Самый удобный способ направить жалобу в Роспотребнадзор – заполнить онлайн-форму на официальном сайте ведомства. Для отправки жалобы и ее рассмотрения необходимо авторизоваться через ЕСИА.

Жалоба в Роспотребнадзор на магазин на несоответствие ценника цене в чеке

Стоит учитывать, что при отправке жалобы онлайн она не должна содержать более 4000 знаков.  К жалобе можно приложить фотографию отзыва в Книге жалоб и предложений, ответ магазина на письменную претензию (если есть).

Жалоба в Роспотребназдор послужит основанием для проверки торговой точки и используемых ею измерительных приборов.

Ответственность за недовес товара

Обвешивание покупателей наряду с обсчетом и обмериванием квалифицируется по ст.14.7 КоАП как обман потребителей. Данная статья предусматривает административный штраф в размере:

  • 3000-5000 р. для граждан;
  • 10000-30000 р. для должностных лиц;
  • 20000-50000 р. – для юридических лиц.

Привлечением покупателей к ответственность занимается Роспотребнадзор по результатам проведенной проверки. Взысканные штрафы поступают в бюджет.

Что делать, если Вас обвесили: памятка покупателя

Итак, что делать, если покупатель обнаружил недовес:

  1. Для начала попробуйте решить данный вопрос на месте и обратитесь в кассу или к администрации с просьбой перевесить товар и вернуть переплату.
  2. Если проблему с продавцом решить не удалось, напишите жалобу в Книгу жалоб и предложений.
  3. Если продавец отказывается провести повторное взвешивание, передайте претензию на имя руководства магазина с требованием вернуть денежные средства.
  4. Сфотографируйте жалобу, оставленную в Книге жалоб, и передайте ее в Роспотребнадзор.

Если магазин не отреагировал на претензию и отказывается вернуть деньги добровольно, покупатель вправе обратиться в суд.

Помимо компенсации необоснованных затрат на недополученный товар покупатель может потребовать взыскания в его пользу штрафа в размере 50% от цены искового заявления, а также компенсации морального вреда (например, если обвешивание сопровождало хамство и грубость продавца).

Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Ваш юридический помощник
Задайте свой вопрос юристу

  1. Лариса

    После взвешивания на контрольных весах, продавец мило извиняется, объясняет перевес тем, что «весы, наверное, сбились», щёлкает какими-то кнопками, перевешивает товар, и возвращает деньги. Надо ли эту ситуацию фиксировать в «жалобной» книге?

    Ответить
    1. Екатерина Новицкая автор

      Добрый день, Лариса. Это на Ваше усмотрение, но в данном случае продавец извинился и добровольно вернул деньги. Возможно, действительно был сбой и у продавца не было умысла вас обвешивать. Но если ситуация повториться — имеет смысл зафиксировать жалобу.

      Ответить
  2. Виталий

    А какие меры, по жалобе на обвес покупателей, должен принять роспотребнадзор? На мою жалобу по поводу постоянных обвесов в магазине торговой сети Ермолино, роспотребнадзор ответил, что в их компетенции только вынести магазину предостережение о недопустимости таких нарушений. А магазин Ермолино и дальше продолжает обвешивать, никого и ничего не боясь. Руководство торговой сети Ермолино тоже никак не решило эту проблему, после моего обращения к ним. Как прекратить этот беспредел магазина Ермолино?

    Ответить
    1. Екатерина Новицкая автор

      Здравствуйте, мы уточнили Ваш вопрос в Роспотребнадзоре. Специалисты инстанции ссылаются на то, что они не наделены полномочиями по проведению контрольных закупок и не могут выявить факт обвеса в рамках проверочных мероприятий (проводить контрольные закупки могут только правоохранительные органы). Поэтому рекомендуют прикладывать к жалобе доказательства факта покупки и обвеса: чек, информацию товаре; сотруднике, который допустил нарушение; показания свидетелей, записи в книге жалоб и предложений, фотографий веса на чеке и на контрольных весах и пр.

      Что касается ответственности за обвес, то магазину грозит не только предостережение, но и административный штраф до 50 тыс.р. за обман покупателя.

      Ответить
  3. Гулия

    Меня обвесили в магазине «Пятерочка», но я об этом узнала только дома, когда проверила на своих домашних весах. В течении какого времени я имею право обратиться в магазин. На горячей линии магазина мне сказали в течении 14 дней. В магазине могут мне предъявить претензию, что я не сразу обратилась к ним? Я была на удаленке, а в выходные не смогла выбраться из дома. Но товар отложила и сохранила кассовый чек. Прошло 4 дня.

    Ответить
    1. Екатерина Новицкая автор

      Добрый день, Гулия. Законодательно ограничений по срокам не предусмотрено. При разговоре с администрацией магазина Вы можете сослаться на информацию о 14-дневных сроках, озвученную Вам на горячей линии.

      Ответить
  4. Сергей

    Вы предлагаете взять на себя функции и обязанности правоохранительных органов? А кто мне предоставил такие полномочия — вести частное расследование: … доказательства факта покупки и обвеса,…показания свидетелей (?!) — да какой дурак будет со мной заморачиваться на эту тему?…записи в книге жалоб и предложений — я с начала путинских времен ни разу(!) не смог даже взглянуть на эту книгу. Её просто отказывались мне выдавать. Просто посылали, даже не боясь моего внушительного вида. В торговле те еще хабалки работают. И еще, эти дамы асоциального поведения криком кричали, что жалобные книги давно уже отменили. Вы зайдите в любой магазин или ТЦ — где уголок потребителя? Где разъясняются ваши права и обязанности торгашей? — Ничего подобного нет, а если вдруг найдете — значит забыли снять. Если позвонить полиции — тебе же ласты еще и скрутят. Они наверняка прикормленные и в лучшем случае просто не станут связываться.

    Ответить
  5. Сергей

    Добрый день! много лет покупаю мясо на станции Бутово в подвальчике по адресу: ****. С продавцами знаком — на редкость честные женщины были. Несколько месяцев назад продавцы сменились. При покупки в очередной раз мяса, дома уже, заметил, что денег взяли с мня больше (рублей на 60).
    Думал случайность. 25 марта с.г. опять покупаю мясо. Рассчитался, взял чек и решил перевесить там же на контрольных весах. Продавщица увидела, что я перевешиваю, подбежала: «Ой -ой! Извините! Я Вам посчитала по старой цене, давайте пересчитаю» и отдает мне 47 рублей. Т.е. это не случайность, а система. Обманывает всех от 40 до 60 рублей. Всех. Жалобную книгу не дали. Сказали ее нет. Директор вышел, что то мямлил про цены. Не убедил. Наглые, уверенные в безнаказанности. Даже во время сложного положения в Стране. Кто их проверит и накаже?

    Ответить
  6. Алексей

    Добрый день, в г. Задонск Липецкой области постоянно обвешивают в кондитерско-пельменном павильоне ТЦ Сити Мол — при чеке на 990р проверил — 60 рублей взяли на обвесе и это постоянно, контрольные весы у них отключены, на мой вопрос, почему и как бороться с обвесом? Продавщица пожала плечами — у них весы ещё, на которых взвешивают, не имеют внешнего экрана, т.е. вообще всё на веру, я сообщил, что это нарушение и они должны быть подключены, на что продавец сказала, что мы можем подключить, отключив все холодильники — несет редкостный вздор, когда я предложил сделать так, чтобы в следующий мой заход весы работали, независимо от холодильников, она сказала, что этого не будет с наглым весьма выражением лица, на котором читалось «ну да, ты всё понял, но ничего мы менять не будем». Вопрос, можно ли тут привлечь к уголовной ответственности по статье мошенничество?

    Ответить
    1. Екатерина Новицкая автор

      Добрый день, Алексей

      В магазине должны быть контрольные весы в свободном доступе. Согласно действующим правилам торговли:
      4. При продаже продавцом товара, который может быть измерен, продавец обязан применять средства измерений, находящиеся в исправном состоянии и соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
      В случае продажи продавцом товара, цена которого определяется на основании установленной продавцом цены за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.), для проверки потребителем правильности цены и измерения приобретенного товара в месте продажи на доступном месте должны быть установлены средства измерений, находящиеся в исправном состоянии и соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений».

      То есть отсутствие работающих весов для контроля — это нарушение. Для начала обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор в свободной форме. К уголовной ответственности привлечь не получится (при указанной сумме ущерба), к административной — можно (по ст.14.17 КоАП за обман покупателей).

      Ответить
  7. Ламия

    А если магазин взвешивают на складе весь весовой товар и на весы дополнительно ставят …Гр. А после этого все выносят в зал. Сыры например на полке не соответствует весу.так же про мясо рыбу делают. Как быть в таких случаях?

    Ответить