Что делать, если Вас обвесили: инструкция по борьбе с обманом в магазинах

Права потребителей

Обвешивание является одним из наиболее распространенных нарушений в торговле. С недовесом покупатель может столкнуться практически в любом магазине или на рынке.

Журнал «Я вправе» проанализировал способы обмана покупателей и составил пошаговую инструкцию с разъяснениями, куда жаловаться на недовес в магазине, какая ответственность грозит магазину за обвес в свою пользу?

Что говорит закон

Покупатель должен оплачивать только реальный вес товара. При обвешивании данный принцип нарушается, так как продавец берет полную плату за товар несоответствующего веса. В подобной ситуации покупатель, согласно ч.1 ст.466 Гражданского кодекса может потребовать:

  • передать ему недостающее количество товара;
  • отказаться от покупки и оплаты за нее, а если товар оплачен – вернуть уплаченную сумму назад.

При этом покупатель сам выбирает, какой вариант более предпочтительный.

Как обвешивают в магазинах: секреты продавцов

Чтобы не стать жертвой обмана, нужно знать уловки продавцов, которые они применяют, когда хотят кого-то обвесить. Это, например:

  1. Использование электронных или настольных весов с умышленно сбитыми настройками.
  2. Учет веса упаковки в процессе взвешивания.
  3. Снятие товара с весов до того как стрелка зафиксируется на определенной отметке.
  4. Некорректная установка весов: под наклоном или на неровной поверхности.
  5. Отвлечение внимания покупателя от показаний весов.
  6. Взвешивание группы похожих товаров с разными ценниками.
  7. Обвес в процессе расфасовки товара.

Чтобы снизить риски обвешивания, покупателю следует проявлять бдительность и проверять результаты взвешивания в торговой точке.

Казалось бы, при использовании электронных весов обвесить покупателя невозможно. Тем не менее, даже с электронными весами продавцы могут практиковать самые простые способы обвешивания, включая перепрограммирование измерительных приборов.

Как проверить вес товара в магазине

Главным помощником покупателя в борьбе с обвесами являются «контрольные весы».  Если контрольное взвешивание укажет на иное значение, покупатель вправе жаловаться на нарушение своих прав. Выявление факта неправильного взвешивания непосредственно в магазине способно существенно облегчить процесс возврата денег.

Можно ли получить назад деньги, если обвес обнаружен только дома? Да, но доказать факт обвеса будет сложнее. Потребуется подтверждающий оплату документ, а также свидетельские показания, подтверждающие, что вы не убирали продукцию из взвешенной.

Магазины обязаны разместить в доступном месте контрольные весы, чтобы покупатели могли проверить вес товаров. На основании п.4 Правил продажи отдельных товаров (утв. Постановлением Правительства от 2020 года №2463) продавец обязан иметь средства изменения и содержать их в исправном состоянии, если торгует развесным товаром.

Отсутствие контрольных весов в магазине влечет за собой привлечение продавцов к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ (за нарушение правил продажи отдельных видов товаров). Данная статья предполагает наложение штрафа в размере:

  • 300-500 р. — для граждан;
  • 1000-3000 – для должностных лиц.

Пожаловаться на отсутствие контрольных весов в магазине можно в Роспотребнадзор.

Куда жаловаться на недовес в магазине

Книга жалоб и предложений

Книгу жалоб и предложений должны предоставить по первому требованию покупателя (отсутствие жалобной книги грозит магазину штрафом до 30 тыс.р.). Покупателю следует изложить в книге жалоб  обстоятельства обвеса в свободном порядке:

  • кто совершил;
  • когда;
  • какое было расхождение в весе и цене по сравнению с контрольным измерением;
  • прочие важные обстоятельства;
  • контактные данные (чтобы администрация магазина отреагировала на жалобу и могла вернуть деньги).

Торговая точка обязана отреагировать на жалобу и предоставить ответ на поступившее обращение в течение 5 дней.

Претензия в магазин

Отправка претензии в магазин является действенным способом добиться удовлетворения своих требований покупателем. Претензия должна содержать:

  • наименование торговой точки;
  • место и время совершения покупки;
  • взвешенный товар;
  • величину расхождения между первичным и контрольным взвешиванием;
  • информацию о продавце и пр.

Образец претензии в магазин на обвешивание покупателя можно скачать тут

Роспотребнадзор

Жалобы на нарушение правил торговли, включая обвес, уполномочен принимать Роспотребнадзор. Эта контролирующая инстанция обязана проводить проверки по каждому факту нарушений.

Жалоба составляется в свободной форме и содержит описание когда, в каком магазине, в отношении какого товара произошел недовес. Для рассмотрения жалобы по существу и инициирования проверки жалоба не должна быть анонимной, содержать ненормативную лексику, оскорбления и угрозы.

Самый удобный способ направить жалобу в Роспотребнадзор – заполнить онлайн-форму на официальном сайте ведомства. Для отправки жалобы и ее рассмотрения необходимо авторизоваться через ЕСИА.

Жалоба в Роспотребнадзор на магазин на несоответствие ценника цене в чеке

Стоит учитывать, что при отправке жалобы онлайн она не должна содержать более 4000 знаков.  К жалобе можно приложить фотографию отзыва в Книге жалоб и предложений, ответ магазина на письменную претензию (если есть).

Жалоба в Роспотребназдор послужит основанием для проверки торговой точки и используемых ею измерительных приборов.

Ответственность за недовес товара

Обвешивание покупателей наряду с обсчетом и обмериванием квалифицируется по ст.14.7 КоАП как обман потребителей. Данная статья предусматривает административный штраф в размере:

  • 3000-5000 р. для граждан;
  • 10000-30000 р. для должностных лиц;
  • 20000-50000 р. – для юридических лиц.

Привлечением покупателей к ответственность занимается Роспотребнадзор по результатам проведенной проверки. Взысканные штрафы поступают в бюджет.

Что делать, если Вас обвесили: памятка покупателя

Итак, что делать, если покупатель обнаружил недовес:

  1. Для начала попробуйте решить данный вопрос на месте и обратитесь в кассу или к администрации с просьбой перевесить товар и вернуть переплату.
  2. Если проблему с продавцом решить не удалось, напишите жалобу в Книгу жалоб и предложений.
  3. Если продавец отказывается провести повторное взвешивание, передайте претензию на имя руководства магазина с требованием вернуть денежные средства.
  4. Сфотографируйте жалобу, оставленную в Книге жалоб, и передайте ее в Роспотребнадзор.

Если магазин не отреагировал на претензию и отказывается вернуть деньги добровольно, покупатель вправе обратиться в суд.

Помимо компенсации необоснованных затрат на недополученный товар покупатель может потребовать взыскания в его пользу штрафа в размере 50% от цены искового заявления, а также компенсации морального вреда (например, если обвешивание сопровождало хамство и грубость продавца).

Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Юридический журнал "Я вправе"
Задайте свой вопрос юристу

  1. Лариса

    После взвешивания на контрольных весах, продавец мило извиняется, объясняет перевес тем, что «весы, наверное, сбились», щёлкает какими-то кнопками, перевешивает товар, и возвращает деньги. Надо ли эту ситуацию фиксировать в «жалобной» книге?

    Ответить
    1. Екатерина Новицкая автор

      Добрый день, Лариса. Это на Ваше усмотрение, но в данном случае продавец извинился и добровольно вернул деньги. Возможно, действительно был сбой и у продавца не было умысла вас обвешивать. Но если ситуация повториться — имеет смысл зафиксировать жалобу.

      Ответить
  2. Виталий

    А какие меры, по жалобе на обвес покупателей, должен принять роспотребнадзор? На мою жалобу по поводу постоянных обвесов в магазине торговой сети Ермолино, роспотребнадзор ответил, что в их компетенции только вынести магазину предостережение о недопустимости таких нарушений. А магазин Ермолино и дальше продолжает обвешивать, никого и ничего не боясь. Руководство торговой сети Ермолино тоже никак не решило эту проблему, после моего обращения к ним. Как прекратить этот беспредел магазина Ермолино?

    Ответить
    1. Екатерина Новицкая автор

      Здравствуйте, мы уточнили Ваш вопрос в Роспотребнадзоре. Специалисты инстанции ссылаются на то, что они не наделены полномочиями по проведению контрольных закупок и не могут выявить факт обвеса в рамках проверочных мероприятий (проводить контрольные закупки могут только правоохранительные органы). Поэтому рекомендуют прикладывать к жалобе доказательства факта покупки и обвеса: чек, информацию товаре; сотруднике, который допустил нарушение; показания свидетелей, записи в книге жалоб и предложений, фотографий веса на чеке и на контрольных весах и пр.

      Что касается ответственности за обвес, то магазину грозит не только предостережение, но и административный штраф до 50 тыс.р. за обман покупателя.

      Ответить
  3. Гулия

    Меня обвесили в магазине «Пятерочка», но я об этом узнала только дома, когда проверила на своих домашних весах. В течении какого времени я имею право обратиться в магазин. На горячей линии магазина мне сказали в течении 14 дней. В магазине могут мне предъявить претензию, что я не сразу обратилась к ним? Я была на удаленке, а в выходные не смогла выбраться из дома. Но товар отложила и сохранила кассовый чек. Прошло 4 дня.

    Ответить
    1. Екатерина Новицкая автор

      Добрый день, Гулия. Законодательно ограничений по срокам не предусмотрено. При разговоре с администрацией магазина Вы можете сослаться на информацию о 14-дневных сроках, озвученную Вам на горячей линии.

      Ответить
  4. Сергей

    Вы предлагаете взять на себя функции и обязанности правоохранительных органов? А кто мне предоставил такие полномочия — вести частное расследование: … доказательства факта покупки и обвеса,…показания свидетелей (?!) — да какой дурак будет со мной заморачиваться на эту тему?…записи в книге жалоб и предложений — я с начала путинских времен ни разу(!) не смог даже взглянуть на эту книгу. Её просто отказывались мне выдавать. Просто посылали, даже не боясь моего внушительного вида. В торговле те еще хабалки работают. И еще, эти дамы асоциального поведения криком кричали, что жалобные книги давно уже отменили. Вы зайдите в любой магазин или ТЦ — где уголок потребителя? Где разъясняются ваши права и обязанности торгашей? — Ничего подобного нет, а если вдруг найдете — значит забыли снять. Если позвонить полиции — тебе же ласты еще и скрутят. Они наверняка прикормленные и в лучшем случае просто не станут связываться.

    Ответить
  5. Сергей

    Добрый день! много лет покупаю мясо на станции Бутово в подвальчике по адресу: ****. С продавцами знаком — на редкость честные женщины были. Несколько месяцев назад продавцы сменились. При покупки в очередной раз мяса, дома уже, заметил, что денег взяли с мня больше (рублей на 60).
    Думал случайность. 25 марта с.г. опять покупаю мясо. Рассчитался, взял чек и решил перевесить там же на контрольных весах. Продавщица увидела, что я перевешиваю, подбежала: «Ой -ой! Извините! Я Вам посчитала по старой цене, давайте пересчитаю» и отдает мне 47 рублей. Т.е. это не случайность, а система. Обманывает всех от 40 до 60 рублей. Всех. Жалобную книгу не дали. Сказали ее нет. Директор вышел, что то мямлил про цены. Не убедил. Наглые, уверенные в безнаказанности. Даже во время сложного положения в Стране. Кто их проверит и накаже?

    Ответить
  6. Алексей

    Добрый день, в г. Задонск Липецкой области постоянно обвешивают в кондитерско-пельменном павильоне ТЦ Сити Мол — при чеке на 990р проверил — 60 рублей взяли на обвесе и это постоянно, контрольные весы у них отключены, на мой вопрос, почему и как бороться с обвесом? Продавщица пожала плечами — у них весы ещё, на которых взвешивают, не имеют внешнего экрана, т.е. вообще всё на веру, я сообщил, что это нарушение и они должны быть подключены, на что продавец сказала, что мы можем подключить, отключив все холодильники — несет редкостный вздор, когда я предложил сделать так, чтобы в следующий мой заход весы работали, независимо от холодильников, она сказала, что этого не будет с наглым весьма выражением лица, на котором читалось «ну да, ты всё понял, но ничего мы менять не будем». Вопрос, можно ли тут привлечь к уголовной ответственности по статье мошенничество?

    Ответить
    1. Екатерина Новицкая автор

      Добрый день, Алексей

      В магазине должны быть контрольные весы в свободном доступе. Согласно действующим правилам торговли:
      4. При продаже продавцом товара, который может быть измерен, продавец обязан применять средства измерений, находящиеся в исправном состоянии и соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
      В случае продажи продавцом товара, цена которого определяется на основании установленной продавцом цены за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.), для проверки потребителем правильности цены и измерения приобретенного товара в месте продажи на доступном месте должны быть установлены средства измерений, находящиеся в исправном состоянии и соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений».

      То есть отсутствие работающих весов для контроля — это нарушение. Для начала обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор в свободной форме. К уголовной ответственности привлечь не получится (при указанной сумме ущерба), к административной — можно (по ст.14.17 КоАП за обман покупателей).

      Ответить
  7. Ламия

    А если магазин взвешивают на складе весь весовой товар и на весы дополнительно ставят …Гр. А после этого все выносят в зал. Сыры например на полке не соответствует весу.так же про мясо рыбу делают. Как быть в таких случаях?

    Ответить