Отключение горячей воды в 2024 году. Как узнать график и сроки проведения профилактических работ

Права потребителей

Россияне уже привыкли к тому, что каждое лето отключают горячую воду. Отказаться от проведения профилактических работ коммунальщики в обозримом будущем не смогут – без этого невозможно качественно подготовиться к отопительному сезону. Поэтому 2024 год не обойдется без отключений воды.

Разбираемся, насколько законна ежегодная профилактика, на какой срок могут отключить горячую воду, как должны уведомить о сроках отключения и как отстоять свои права, если в положенные сроки воду так и не дали.

Для чего отключают горячую воду летом и насколько это законно

Профилактические отключения – это запланированные ежегодные отключения горячей воды, о которых известно заранее. Коммунальные службы и УК должны своевременно уведомить жильцов об ежегодной профилактике за 10 дней.

В течение года возможны также аварийные отключения – заранее предвидеть их невозможно, поэтому жильцов не оповещают, а сообщают о прорыве трубы уже по факту.  Но обычно в таких ситуациях воду перекрывают на короткий срок.

Плановые отключения горячей воды законны – их проводят для проверки системы центрального отопления в рамках подготовки к отопительному сезону.  В рамках профилактических работ проверяют работу элементов центрального теплоснабжения: ТЭС, магистральных сетей, тепловых пунктов, меняют коммуникации и насосное оборудование. Профилактику проводят летом, так как в этот период помещения не нуждаются в обогреве.

Ранее действовавший СанПиН 2.1.4.2496-09 содержал предельные сроки проведения профилактики. В СанПине 2.1.3684-21 нет упоминания о профилактическом ремонте и о допустимых сроках отключения горячей воды. Но на правомерность отключения воды летом в рамках подготовки к отопительному сезону указывают Правила Предоставления коммунальных услуг и Правила эксплуатации жилищного фонда.

Судебная практика. Один из жильцов решил признать незаконными ежегодные отключения воды и даже дошел до Верховного суда. Свои доводы он обосновывал положениями  п. 6 ст. 22 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». По мнению истца, граждане не должны страдать из-за отключений, так как по этой норме коммунальщики обязаны организовать подачу горячей воды другим способом.
Но Верховный суд мужчину не поддержал. В своем решении от 18 января 2017 г. № АКПИ16-1189 он пояснил, что обязанность, на которую тот ссылается, распространяется только на те случаи, когда коммунальщики выполняют работу слишком долго – сверх положенных сроков. А требования о регулярных профилактических работах не противоречат законодательным нормам, а напротив, помогают сделать воду чище и предотвратить крупные аварии.

Как должны оповещать об отключениях воды

Отключения проводятся по утвержденному графику в период с мая по сентябрь.

Жильцов обязаны предупредить о запланированном отключении горячей воды как минимум за 10 рабочих дней (на основании пп. «б» п.117 Правил предоставлении коммунальных услуг). Обычно коммунальные службы согласовывают график отключения, а затем администрация рассылает его в УК или ТСЖ.

Так как правилами предусмотрена письменная форма оповещения, обычно управляющая компания развешивает объявления на подъездах, чтобы все жильцы могли ознакомиться с информацией. Срок отключения горячей воды на период указывается со времени и даты начала отключения до окончания.

На основании п.115 Правил Предоставления коммунальных услуг отключать горячую воду без предупреждения жильцов можно только в исключительных случаях. Например, при угрозе возникновения аварии, в ЧС, при выявлении несанкционированного подключения к инженерным сетям и пр.

Если потребителей не уведомили о плановом отключении или сообщили недостоверную информацию, то УК грозит штраф в размере от 5000 до 10000 рублей (на основании ст.14.8 КоАП).

Как узнать о сроках отключения горячей воды

Можно не дожидаться объявления на подъезде и узнать график отключения горячей воды заранее:

  1. На портале ГИС ЖКХ через личный кабинет пользователя (информация доступна в разделе «Информационные сообщения»).
  2. На региональных порталах (например, на портале мэра в Москве, Открытый регион в Туле и пр.)
  3. Через госуслуги (здесь можно настроить уведомления на почту или соцсети).

В 2024 году граждан будут предупреждать о плановых отключениях горячей воды через Госуслуги. Соответствующее Постановление Правительства вступило в силу с 28 апреля 2023 года. Некоторые собственники получали такие уведомления и раньше, но теперь правила информирования закреплены документально.

Оповещение будет работать по такой схеме:

  1. Вначале коммунальные службы передадут данные о плановых отключениях в ГИС ЖКХ.
  2. Затем система передаст информацию в личный кабинет собственника на портале «Госуслуги».

Сообщение будет содержать адрес квартиры, а также дату начала и завершения работ. Оповестить граждан должны будут как минимум за 10 рабочих дней до старта профилактики.

В личный кабинет придет график отключения только в отношении недвижимости, зарегистрированной в Росреестре. Если сведения в ЕГРН ошибочны или отсутствуют, то собственнику нужно как можно быстрее скорректировать имеющуюся информацию.

Если собственника квартир несколько, то в отношении той, которая в ГИС ЖКХ была выбрана по умолчанию как основная. При необходимости через личный кабинет системы можно сменить помещение.

На какой максимальный срок могут отключить горячую воду

Законодательно регламентированы следующие сроки отключения горячей воды:

  1. Не более 4 часов в день при экстренном отключении (до 8 часов — ежемесячно).
  2. До 24 часов – в случае крупной аварии на магистрали (на основании п.4 Приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг).
  3. До 14 дней – при проведении профилактических работ (на основании п.5.1.5 Правил эксплуатации жилищного фонда).

В Минстрое неоднократно анонсировались планы по сокращению сроков отключения горячей воды летом в рамках проекта «Умный город». И даже проводили эксперимент в нескольких крупных городах, который показал, что для профилактики достаточно 3 дней. Но это было еще в 2018 году и с тех пор сроки отключения не изменились.

Важно учитывать, что проведение профилактических работ в срок до 14 дней – это рекомендательная норма. На практике коммунальщики стараются придерживаться двухнедельных временных рамок. Но по согласованию с местными властями они могут продлить ремонтные работы.

Так, если коммунальным сетям нужен капитальный ремонт, чтобы заменить старые двигатели, насосы и теплообменники, потребуется больше времени.  В этом случае сроки не ограничиваются 14 днями.  Если водоснабжающая организация согласовала с администрацией ремонт и обосновала его сложность, то закон на ее стороне: она может проводить работы и 21, и 30 дней.

Судебная практика. В решении по делу № 12-164/2017 суд  Респ.Карелия встал в споре на сторону коммунальщиков и подчеркнул, что 14 дней – это предельные сроки для планового ремонта, а для капитального – сроки устанавливают в индивидуальном порядке.

Даже если теплоснабжающая организация запланировала масштабные ремонтные работы, она должна заранее сообщить потребителям о продолжительности отключения.

В регионах сроки отключения горячей воды могут отличаться. Например, в Москве летние профилактические работы занимают не более 10 дней, а в некоторых микрорайонах, где проложены новые сети – еще меньше времени.

В любом случае отопительная система должны быть заранее готова: в северных и восточных регионах – до 1 сентября, в центральных — до 15 сентября, в южных — до 1 октября (на основании п.2.6.3 Правил эксплуатации жилищного фонда).

Что делать, если сроки – вышли, а воду так и не включили

Должны ли сделать перерасчет

Что касается оплаты за воду в период ежегодного отключения, то все зависит от того, установлен ли счетчик или нет.

  1. Если счетчик стоит, то плата за горячую воду начисляться не будет. Для подстраховки стоит перекрыть кран с горячей водой. Часто управляющие компании сами закрывают задвижки, но так бывает не всегда.
  2. Если счетчика нет, размер платы пересчитают в течение месяца после отключения.

Как не платить за воду, электричество и газ, если вы им не пользуетесь?

Задержка сроков выполнения профилактических работ является нарушением правил предоставления коммунальных услуг. Поэтому потребителям полагается дополнительная компенсация.

При превышении допустимых сроков отключения, плата за расчетный период дополнительно снижается на 0,15% за каждый час вплоть до полного освобождения от внесения платы (на основании п.4 Приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг). Эти правила пересчета не зависят от вида ремонта: плановый или аварийный и гарантированы п.4 ст.157 Жилищного кодекса. Изменения размера платы потребители могут потребовать во внесудебном порядке.

Помимо снижения платы за коммунальные ресурсы, граждане вправе требовать выплаты неустойки за ненадлежащие услуги на основании Закона о защите прав потребителей, возмещения убытков и вреда, причиненного жизни и здоровью. Для их взыскания может потребоваться обращение в суд.

Как узнать, почему нет горячей воды

Если прошли положенные 2 недели, а воду так и не включили, для начала следует уточнить причину. Для этого можно позвонить в:

Найти телефон управляющей компании можно в квитанции за коммунальные услуги или на информационных табличках на подъезде. Также уточнить контакты обслуживающей  организации можно с помощью сервиса ГИС ЖКХ. Для этого нужно:

  1. Зайти на сайт и в электронных сервисах нажать вкладку «Найти на карте».
  2. Ввести адрес своего дома.
  3. На странице будут размещены сведения о способе управления многоквартирного дома.Отключение горячей воды в 2024 году. Как узнать график и сроки проведения профилактических работ
  4. После выбора управляющей компании можно уточнить сведения об организации, режиме работы, адресе и телефоне.

Куда жаловаться на отсутствие горячей воды

На отсутствие горячей воды можно пожаловаться в управляющую или ресурсоснабжающую организацию.

Если диспетчеру известна причина, по которой нет горячей воды, то он должен сообщить ее, а также ориентировочные сроки возобновления водоснабжения.  В случае если причина неизвестна – проводится дополнительная проверка. По ее окончании составляется акт, в котором фиксируются нарушения в оказании коммунальных услуг или их отсутствие.

Если в управляющей компании или теплоснабжающей организации не отвечают на жалобы граждан, то они вправе пожаловаться в региональную жилищную инспекцию.

Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Ваш юридический помощник
Задайте свой вопрос юристу