— Ребенок в 3 классе прошел ПМПК и ему рекомендовали программу ФГОС НОО 7.1. Что это такое и как вообще это реализуется? На комиссии сказали, что он продолжит учиться в том же классе, но у нас 35 человек – не понимаю, для чего тогда мы проходили комиссию. И вообще – сколько он будет учиться по этой программе: каковы перспективы, что он сможет учиться в 10-11 классе или поступить в колледж или вуз?
— Комиссия рекомендовала вам программу 7.1 – это программа для начальной школы для детей с ЗПР. Она действительно предполагает минимальные отличия от стандартной общеобразовательной программы, так как она предназначена для детей с сохранным интеллектом.
Продолжать учиться в вашем классе или нет, — вы решите по согласованию с администрацией школы (комиссия ПМПК не решает вопросы, связанные с выбором формы получения образования). Далее мы подробнее остановимся на том, какие варианты обучения для детей с ЗПР возможны.
Что касается дальнейших перспектив, то в начальной школе пока про этого говорить рано. После окончания 4 класса необходимо будет пройти повторную комиссию и в зависимости от результатов ребенок сможет продолжить обучение в средней школе по общей программе (то есть все ограничения снимут, если сделают вывод, что ребенок выровнялся со сверстниками и ЗПР более нет) или по адаптированной – 7 или переведут на нецензовый вид (если ребенок не справляется с программой).
Что такое программа 7.1
Программа 7.1 – это адаптированная общеобразовательная программа для детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Адаптированная образовательная программа – программа, созданная для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений и социальную адаптацию (на основании п.28 ст.2 273-ФЗ «Об образовании»).
Часто программу рекомендуют детям с СДВГ, дислексией, дисграфией. У них потенциально сохранный интеллект, но есть проблемы с памятью, вниманием, эмоциональной стабильностью.
➡️ В рамках программы 7.1 ребенок учится в обычном классе и получает начальное образование в те же сроки. То есть он учится в начальной школе в течение 4 лет (с 1 по 4 класс), как и все остальные.
Более того, он может учиться по общему учебному плану (хотя при необходимости разрабатывают индивидуальный). Учебники тоже будут самые обычные (не адаптированные), например, те, которые используются по программе «Школа России».
Единственный нюанс состоит в том, что после уроков ребенок будет посещает дополнительные занятия (не менее 5 часов в неделю) с психологом, социальным педагогом, логопедом, дефектологом, уроки ритмики во второй половине дня. Также для ребенка могут быть организованы дополнительные уроки (групповые или индивидуальные) по русскому, математике, чтобы ребенок освоил базовую образовательную программу. Всего внеурочная деятельность, включая коррекционную, может занимать до 10 часов в неделю.
❗ За создание ребенку специальных условий обучения и организацию коррекционной работы взимание платы не допускается. Все это школа обязана предоставить бесплатно.
В рамках программы 7.1 ребенку могут предоставить индивидуальный образовательный маршрут, который будет учитывать потребности ученика и предполагать, например:
➡️ Послабления при оценивании работ (нет двоек).
➡️ Свободное посещение (очно-заочная форма получения образования).
➡️ Акцент на наглядных и практических методах обучения, игровой форме предоставления материала.
➡️ Замену отдельных видов работ (ребенок может не писать диктанты, не проходить чтение на время).
➡️ Индивидуальное расписание или собственный темп обучения.
➡️ Дополнительные работы для лучшего усвоения материала.
➡️ Некоторые части программы могут сократить и направить свободные часы на освоение основных тем.
Составленная адаптированная образовательная программа дается родителям на ознакомление под подпись.
❗Стоит учесть, что родители и вовсе могут не передавать заключение ПМПК в школу и тогда ребенок продолжит обучение по обычной программе.
Что дальше
По результатам обучения ребенка по программе 7.1 его результаты оценивает ПМПК и принимает решение о дальнейшем образовательном маршруте. Но можно и не дожидаться окончания школы.
В любой момент можно пройти ПМПК повторно и перейти на другую программу с учетом прогресса в обучении (или отсутствии такового).
Если у ребенка имеется академическая задолженность, то ему должны дать сроки для ее исправления. Если исправить задолженность не удалось, то ребенка могут по усмотрению родителей (согласно ч.9 ст.58 273-ФЗ):
✅ Оставить на второй год.
✅ Перевести на другой вариант адаптированной программы.
✅ Перевести на обучение по индивидуальному учебному плану.
Чем программа 7.1 отличается от 7.2
Детям в начальной школе по результатам ПМПК могут рекомендовать обучение по 7 программе 2 видов: 7.1 и 7.2. Если в заключении просто указана цифра 7 и есть пометка «рекомендовано пролонгированное обучение», то это программа 7.2.
❗ 7.2 – это пролонгированная программа обучения для детей с более выраженной формой ЗПР, чем по 7.1. По ней ребенок учится в начальной школе 5 лет. В течение 2 лет он учится в первом классе.
Ее рекомендуют учащимся с ЗПР с уровнем развития ниже возрастной нормы. Это отставание проявляется либо в целом, либо в отдельных функциях (в частности, замедленный темп обучения). У ребенка отмечают нарушения памяти, внимания, работоспособности, которые затрудняют обучение.
Если у ПМПК возникли вопросы относительно того, какую программу рекомендовать, то обычно для начала рекомендуют 7.1, а если ребенок с ней не справляется, то переводят на программу 7.2.
Для ребенка разрабатывается индивидуальный план обучения. Обучение по программе 7.2 реализуется либо в инклюзивной форме в обычном классе, либо в отдельном коррекционном.
Такие дети также могут учиться в общеобразовательной школе по программе «Школа России», но обычно обучаются на дому, так как реализовать на практике все рекомендации проблематично.
Если все же дети с ЗПР учатся в обычной школе, то для них должны быть организованы классы численностью до 12 человек (на основании СанПиНа 1.2.3685-21). Обычно возможность ребенку с ЗПР не учится в переполненном классе на 35 человек — уже сильный аргумент в пользу перехода на такую программу.
Программа 7.2 также предполагает дополнительные занятия со специалистами – до 7 часов в неделю.
При этом учащийся по программе 7.2 имеет право на прохождение аттестаций (текущих, промежуточной и итоговой – ОГЭ). Аттестация таких учеников может проходить в иных формах, в облегченном варианте и учитывать сложности ребенка в овладении чтением, письмом и счетом (например, ребенку будет доступен справочный материал).
Более подробно отличия между программами 7.1 и 7.2 прописаны в Приложении 7 ФГОС НОО.
Могут ли в школе направить на ПМПК принудительно и как пройти комиссию
Где учатся дети по программе 7.1 и 7.2: в обычной или коррекционной школе
Ребенок независимо от варианта адаптированной программы может пойти учиться в любую школу, в том числе по месту жительства. На основании ст.44 273-ФЗ родители наделены правом самостоятельно выбирать организацию, в которой будет учиться их ребенок с учетом жизненной ситуации, состояния здоровья, удобства расположения школы и пр.
Ребенка могут отказаться принимать в школу только при отсутствии свободных мест (согласно п.4 ст. 67 ФЗ-273).
❗ ПМПК форму и место обучения ребенка не определяет.
Обучение детей с ОВЗ возможно как в формате инклюзии совместно с другими школьниками, так и в отдельных классах или специальных образовательных учреждениях.
Раньше дети с ОВЗ обучались в т.н. коррекционных школах (по прежнему Закону об образовании от 1992 года), которые вели деятельность по адаптированным программам. Их разделяли римскими цифрами по типам нарушений — с I по VIII. Действующий закон об образовании не содержит такой термин как «коррекционная школа» и такие учреждения были переименованы в общеобразовательные организации, которые ведут обучение по адаптированной программе.
Закон об образовании выделяет несколько форм получения образования для школьников:
1. В специализированных (коррекционных) школах по адаптированным программам (на основании ч.5 ст.79 273-ФЗ «Об образовании»). Преимуществами обучения в такое школе является хорошее оснащение для эффективной работы с детьми с ЗПР и опытный персонал, но попасть туда сложно, проблема в том, что многие коррекционные школы закрыли в рамках проводимой оптимизации и они остались не во всех регионах. При положительной динамике по мере коррекции ребенок всегда может перейти из коррекционной в общеобразовательную массовую школу.
2. В общеобразовательных школах, получая инклюзивное образование. При инклюзивном образовании дети с ЗПР учатся совместно с детьми, не имеющими ограничений (на основании п.27 ст.2, ч.4 ст.79 273-ФЗ «Об образовании»). Инклюзия подразумевает равный доступ к получению знаний для всех детей с учетом их индивидуальных способностей. Этот вариант обучения имеет как преимущества, так и недостатки (в частности, в массовой школе могут быть не созданы специальные условия, нет специального персонала, учителя не подготовлены для работы с детьми).
3. В специализированных (коррекционных) классах, организованных в массовых школах, для детей, которые не могут получать инклюзивное образование. Такая форма получения образования именуется интеграцией. Ее преимущества в том, что дети не чувствуют себя отстающими в сравнении с одноклассниками, учатся по специализированной программе, а также находятся в коллективе и могут общаться на переменах.
4. В форме домашнего обучения – для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья (на основании ч.3 ст.12, ч.5 ст.41, ч.10 ст.66 273-ФЗ «Об образовании»). В частности, это дети, которые нуждаются в длительном лечении или дети-инвалиды.
При домашнем обучении учителя из массовой или специализированной школы будут приходить домой к школьнику или организовывать уроки дистанционно. Перейти на надомный формат могут не все дети, а только имеющие заболевания из утвержденного перечня и заручившиеся поддержкой бюро МСЭ. Проблема в том, что надомникам обычно дают меньшее количество часов, чем они могли бы получать в школе.
Как перевести ребенка на домашнее обучение
5. В форме семейного обучения. При такой форме обучения вся ответственность за качество полученного образования лежит на родителях. Ребенок осваивает школьную программу самостоятельно или с помощью репетиторов, но периодически приходит в школу для сдачи аттестации.
Как школьнику перейти на семейное обучение и для чего это нужно
Куда можно поступить после коррекционной школы 7 вида
Как мы уже отмечали школы сейчас не разделяют на виды. Соответственно, в аттестате не будет отметки о том, что ребенок посещал школу 7 вида.
Если ребенок учился по программе 7, то такое образование считается цензовым. Это значит, что ребенок после 9 класса получит аттестат об основном общем образовании. В аттестате не будет никаких пометок о том, что ребенок учился по адаптированной программе 7 вида – он будет таким же, как и тот, который выдают в массовой школе.
После коррекционной школы 7 вида дети выходят с аттестатом, а не справкой (многие путают программу с 8 видом).
Можно ли сдавать ОГЭ и поступить в колледж
Со школьным аттестатом за 9 класс может продолжить обучение в любом среднем специальном образовательном учреждении без каких-либо ограничений. При чем независимо от того, где он учился: в обычной или коррекционной школе.
С поступлением в колледж могут возникнуть проблемы только у тех детей, которые обучались по программе с диагнозом умственная отсталость (УО). Для них выбор средних специальных учебных заведений ограничен рабочими специальностями (например, повара, швеи) в некоторых училищах.
Дети, которые учились по 7 программе, могут сдавать ОГЭ или выбрать облегченный вариант экзамена — ГВЭ. Если они выбрали ГВЭ, то их ждет только 2 экзамена: русский и математика.
Если ребенок остановит свой выбор на стандартном ОГЭ, то помимо обязательных предметов, он сможет выбрать еще 2 из списка:
➡️ обществознание;
➡️ история;
➡️ информатика;
➡️химия;
➡️ биология;
➡️ литература;
➡️ физика;
➡️ иностранный язык.
При этом при проведении экзамена ОГЭ детям с ограничениями по здоровью могут предоставить определенные послабления:
✅ увеличить продолжительность экзамена;
✅ разрешить присутствие ассистента;
✅допустить использование технических средств.
Какие проблемы могут возникнуть: отзывы родителей
Хотя программа 7.1 предполагает обучение по адаптированной программе, многие родители жалуются, что по факту никаких индивидуальных условий им не создают.
То есть ребенок пишет те же проверочные работы (в том же количестве и столько же по времени), индивидуальная шкала оценивания к нему не применяется (следовательно, много троек и двоек). Но зато у ребенка дополнительные часы с логопедом (иногда – дефектологом, психологом или нейропсихологом), соответственно, он сильно устает. И расписание этих специалистов не всегда удобное.
Что касается индивидуальной дополнительной работы с учителем по освоению базовой программы, то реалии таковы, что не у всех учителей физически есть на это время.
А ведь родители соглашались на адаптированные программы в надежде, что у них будет облегченная программа, меньше контрольных, больше времени для проверочных работ, а в итоге ребенка заваливают двойками. И какой тогда смысл тратить столько времени на прохождение ПМПК, если ничего не изменилось.
В этой ситуации необходимо требовать от администрации школы, чтобы выполнили рекомендации ПМПК и разработали для ребенка индивидуальную шкалу оценок, индивидуальный образовательный маршрут и предоставили специалистов, в которых он нуждается. Если школа не выполняет свои обязанности, необходимо обжаловать бездействие в департаменте образования.