Особенности получения школьного образования детьми с ОВЗ

Образование

В России в школах учится более 1,1 млн.детей с ОВЗ. При получении ими образования есть ряд особенностей. В частности, они нуждаются в обучении по специализированной программе и создании особых условий.

Рассказываем, как и в каких школах учатся дети, имеющие особенности со здоровьем, могут ли они обучаться совместно со сверстниками и какие условия должна создать для них школа.

Что такое ОВЗ

Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют недостатки в физическом и психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (на основании п.16 ст.2 273-ФЗ «Об образовании»).  Они нуждаются в создании специальных условий для получения образования.

Под аббревиатурой ОВЗ могут скрываться различные нарушения слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, расстройства аутистического спектра.

Главной задачей школы является дать детям с ОВЗ достойное образование и знания в предметных отраслях, социальные компетенции и навыки, возможность адаптации к самостоятельной жизни.

Понятие ОВЗ не тождественно инвалидности – это педагогическая категория, тогда как инвалидность – медицинская.  При этом ученики с ОВЗ могут иметь статус инвалида по заключению бюро МСЭ.

Как получить статус ребенка с ОВЗ

Статус ребенка с ОВЗ присваивает исключительно ПМПК.  Комиссия обследует детей для выявления особенностей в физическом и психическом развитии, выработки рекомендаций по организации их обучения.

На ПМПК могут направить из школы или поликлиники, либо обследование проводится по инициативе родителей (на основании ч.5 ст.42, ч.3 ст.55 273-ФЗ «Об образовании»).  В любом случае дети проходят комиссию исключительно с письменного согласия родителей.

Если у ребенка подтверждаются особенности, которые требуют создания особых условий обучения, то формируется заключение с детальными рекомендациями. Оно может включать, например, обучение по адаптированной программе, предоставление помощи тьютора или специальных учебников, оказание коррекционной помощи и пр.

Обычно дети с ОВЗ проходят комиссию перед поступлением в первый класс.

По рекомендации ПМПК ребенок с проблемами со здоровьем может пойти в школу позже — с 8 лет.

Заключение ПМПК, полученное перед школой, будет действовать до конца 4 класса. После чего ребенку необходимо вновь пройти комиссию и по ее результатам может быть несколько вариантов: диагноз снимут и ребенок продолжит обучение в обычном формате, диагноз и связанные с ним рекомендации продлят, либо диагноз изменят (а, соответственно, и скорректируют рекомендации).

Выданное заключение ПМПК имеет рекомендательный характер. Родители вправе не отдавать его в школу, но тогда ребенок не сможет претендовать на организацию специальных условий обучения.

Если родители передали заключение ПМПК, образовательная организация обязана создать описанные комиссией условия для обучения ребенка. Заключение действует в течение одного календарного года (на основании п.23 Положения №1082).

Могут ли в школе направить на ПМПК принудительно и как пройти комиссию

Где могут учиться дети с ОВЗ

Ребенок с ОВЗ может пойти  учиться в любую школу, в том числе по месту жительства. Обучение детей с ОВЗ может быть организовано как в формате инклюзии совместно с другими школьниками, так и в отдельных классах.

Закон об образовании выделяет несколько форм получения образования для школьников с ОВЗ:

  1. В интернатах, которые обучают по адаптированным программам. В них организованы специальные условия для получения образования – например, с использованием специальных методов и учебников, дидактических материалов и специальных технических средств (на основании ч.2 ст.79 273-ФЗ «Об образовании»). Детей, которые проживают в интернате, бесплатно обеспечивают едой, одеждой, обувью и инвентарем.
  2. В специализированных (коррекционных) школах по адаптированным программам – в частности, для слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и др. (на основании ч.5 ст.79 273-ФЗ «Об образовании»). Преимуществами обучения в такое школе является хорошее оснащение для эффективной работы с детьми с ОВЗ и опытный персонал.

Адаптированная образовательная программа – программа, созданная для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений и социальную адаптацию (на основании п.28 ст.2 273-ФЗ «Об образовании»).

Детей с ОВЗ принимают на обучение по адаптированной программе исключительно с согласия родителей и родителей и на основании заключения ПМПК (на основании ч.3 ст.55 273-ФЗ «Об образовании», п.13 Приказа Минпросвещения №458).

  1. В общеобразовательных школах, получая инклюзивное образование. При инклюзивном образовании дети с ОВЗ учатся совместно с детьми, не имеющими ограничений (на основании п.27 ст.2, ч.4 ст.79 273-ФЗ «Об образовании»). Инклюзия подразумевает получение равного доступа к получению знаний для всех детей с учетом их индивидуальных способностей. Этот вариант обучения имеет как преимущества, так и недостатки (в частности, в школе не созданы специальные условия, нет специального персонала, учителя не подготовлены для работы с детьми с ОВЗ).
  2. В специализированных (коррекционных) классах, организованных в массовых школах, для детей, которые не могут получать инклюзивное образование. Такая форма получения образования именуется интеграцией. Ее преимущества в том, что дети не чувствуют себя отстающими в сравнении с одноклассниками, учатся по специализированной программе, а также находятся в коллективе и могут общаться на переменах.
  3. В форме домашнего обучения – для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья (на основании ч.3 ст.12, ч.5 ст.41, ч.10 ст.66 273-ФЗ «Об образовании»). В частности, это дети, которые нуждаются в длительном лечении или дети-инвалиды.

При домашнем обучении учителя из массовой или специализированной школы будут приходить домой к школьнику или организовывать уроки дистанционно. Перейти на надомный формат могут не все дети, а только имеющие заболевания из утвержденного перечня и заручившиеся поддержкой МСЭ.

Как перевести ребенка на домашнее обучение в 2023 году

  1. В форме семейного обучения. При такой форме обучения вся ответственность за качество полученного образования лежит на родителях. Ребенок осваивает школьную программу самостоятельно или с помощью репетиторов, но периодически приходит в школу для сдачи аттестации. Такая форма обучения имеет немало плюсов, но мало реализуема для детей с множественными нарушениями и с инвалидностью по слуху или зрению.

Как школьнику перейти на семейное обучение и для чего это нужно

Раньше дети с ОВЗ обучались в т.н. коррекционных школах (по прежнему Закону об образовании от 1992 года), которые вели деятельность по адаптированным программам. Их разделяли римскими цифрами по типам нарушений — с I по VIII.  Действующий закон об образовании не содержит такой термин как «коррекционная школа» и такие учреждения были переименованы в общеобразовательные организации, которые ведут обучение по адаптированной программе.

Особенности обучения детей с ОВЗ

Форму получения образования и обучения школьника с ОВЗ выбирают родители с учетом мнения самого ребенка и рекомендаций ПМПК (на основании ч.3 ст.44 273-ФЗ «Об образовании»).

Адаптированная образовательная программа

Особенности организации обучения ребенка с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов также ИПРА (согласно ч.1,2 ст.79 273-ФЗ «Об образовании»).

Дети с ОВЗ принимаются на обучение в общем порядке и их обучение по адаптированной программе допускается только с учетом рекомендаций ПМПК и с согласия родителей.

Для ребенка дополнительно может быть разработан индивидуальный план (в основном используют для надомников) и специальная программа развития – СИПР (для детей с тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями).

При разработке адаптированных программ для детей с ОВЗ акцент делается на освоение ими жизненными компетенциями (до 60-70%), а на предметные области отводится до 30-40% времени. В специальной программе развития жизненные компетенции занимают до 90% программы.

Особенности получения школьного образования детьми с ОВЗ
Особенности обучения детей с ОВЗ (источник: Министерство просвещения)

Специальный персонал

В школах, где обучаются дети с ОВЗ, работают узкопрофильные специалисты: например, учитель-логопед, тьютор, дефектолог, психолог, ассистент (согласно п.21 Приказа Минпросвещения РФ от №373; п.39 Приказа Минпросвещения №115).

Тьютор – это педагог с высшим образованием, он организует индивидуальную работу и участвует в образовательном процессе.  Его назначают ограниченному кругу школьников с ОВЗ.

Ассистент оказывает техническую помощь детям: сопровождает ребенка с ОВЗ в школу, помогает ему в передвижении, ведении записей и пр. Ассистент может иметь среднее образование и пройти специализированные курсы, к его кандидатуре предъявляют не столь строгие требования.

Специальные условия обучения

В школах должны быть созданы специальные условия для получения качественного  образования для детей с ОВЗ без дискриминации (на основании ч.2,10 ст.79, п.1 ч.5 ст.5  273-ФЗ «Об образовании»).  Они включают специальные методы обучения и воспитания, учебники, технические средства, предоставление ассистента или помощника и другие условия, без которых освоение общеобразовательной программы может быть затруднено (согласно ч.3 ст.79 273-ФЗ «Об образовании»).

В частности, школе должны  организовать:

  • беспрепятственный доступ в здание и условия для комфортного перемещения для лиц с ОВЗ – создание «безбарьерной среды» (с помощью пандусов, лифтов, установки перил внутри здания, переоборудования классов);
  • обучение с использованием визуальных, тактильных, звуковых средств информации и обучении (например, верботон для детей с нарушением слуха или увеличенные картинки для детей с нарушением зрения);
  • спортивные и массовые мероприятия, питание, медицинское обслуживание, лечебно-профилактические мероприятия.

Школа должна бесплатно обеспечить детей специальными учебниками и учебными пособиями, дидактическими материалами, а также услугами сурдопереводчиков (согласно ч.11 ст. 79 273-ФЗ «Об образовании»).

Ограничения численности класса

При обучении детей с ОВЗ устанавливают предельную наполняемость класса (согласно п.29 Приказа Минпросвещения №115):

  • для глухих – 6 человек;
  • для слепых – 8 человек;
  • с тяжелыми нарушениями речи – 12;
  • с задержкой психического развития и УО – 12;
  • с расстройствами аутистического спектра — 8;
  • при инклюзивном обучении – количество детей с ОВЗ должно быть не более 3.

Другие особенности

При получении детьми с ОВЗ образования действительно есть и другие особенности обучения:

  1. Дети в начальной школе обучаются по специальным ФГОС, в средней и старшей школе — по обычным.
  2. При обучении детей с ОВЗ не применяют меры дисциплинарного взыскания. Например, их нельзя отчислить из школы за проступки (на основании ч.4,5 ст.43 273-ФЗ «Об образовании»).
  3. Учителя обязаны учитывать состояние здоровья ребенка с ОВЗ и особенности его развития, соблюдать специальные условия для обучения и при необходимости взаимодействовать с медицинскими организациями (на основании п.6 ч.1 ст.48 273-ФЗ «Об образовании»). Чтобы учителя допустили к работе с детьми с ОВЗ, он должен пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (согласно Письму Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07).
  4. Дети с ОВЗ, которые не получили общее образование, получают вместо аттестата свидетельство об обучении. При этом школьники с УО не проходят итоговую аттестацию при окончании школы (на основании п.13 ст.60 273-ФЗ «Об образовании»). Если школьник успешно освоил программу и сдал аттестацию, он получит обычный аттестат.
  5. Для выпускников 9-10 классов с ОВЗ, которые не получили общее образование, реализуются программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и служащих.
Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Ваш юридический помощник
Задайте свой вопрос юристу