Вы зашли в магазин и случайно разбили бутылку дорогого вина. Персонал и охранники настаивают на том, что виноваты – Вы и должны заплатить.
Журнал «Я вправе» разобрался, должен ли покупатель платить на разбитый товар и как правильно вести себя в такой ситуации.
Что говорит закон о разбитом товаре
«Закон о защите прав потребителей» напрямую не регулирует ситуацию, когда покупатель разбил товар в магазине. Потребителю следует опираться на нормы Гражданского кодекса.
В ст.211 Гражданского кодекса сказано, что риски случайной гибели товара лежит на том, кому он принадлежит. Пока товар не был оплачен покупателем его фактическим владельцем остается магазин и покупатель не несет за него ответственность.
Только после оплаты товара покупателем и получения чека риски случайной гибели товара переходит на покупателя (на основании ст.459 Гражданского кодекса). Таким образом, пока товар не оплачен, ответственность за его сохранность несет магазин. Если же покупатель, оплативший товар, уронит его на пол и разобьет, перекладывая из корзины в пакет, то магазин за это ответственности не несет и не обязан заменять разбившийся товар на качественный.
Но приведенные нормы закона не означают, что до покупки посетитель может разбивать товары в магазине и ему за это ничего не грозит. Так как до момента оплаты товара посетитель не является покупателем, то в вопросах компенсации ущерба против него действуют положения ст.1064 Гражданского кодекса, согласно которым вред, причиненный имуществу юрлица подлежит возмещению в полном объеме.
Когда виноват магазин
Если в торговом зале супермаркета, вы случайно разбили бутылку, тарелку, банку консервов или другой бьющийся товар – не спешите рассчитываться. Вы не всегда должны оплачивать разбитый товар.
Чтобы снять с покупателя ответственность за случившееся, товар должен разбиться случайно. Закон не содержит четких критериев того, какие ситуации можно считать «случайностью», а какие – нет. Свою оценку, что именно привело к порче товара, должен дать суд.
Но можно выделить некоторые распространенные ситуации, когда в том, что товар был разбит или испорчен, будет виноват магазин:
- Покупатель случайно задел банку с консервированными огурцами тележкой из-за слишком узкого прохода.
Если в магазине слишком узкие проходы и не задеть товар практически невозможно, вина за разбитый товар лежит на продавце. Магазин должен соблюдать нормативы по расстоянию между торговыми стеллажами.
Длина проходов может составлять (по ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий»):
- 1,4 м – при площади торгового зала до 100 кв.м.;
- 1,6 кв.м. – при площади от 100 до 150 кв.м;
- 2 м – если торговый зал от 150 до 400 кв.м;
- 2,5 м — при торговой площади свыше 400 кв.м.
Покупатель не должен оплачивать разбитый товар при несоответствии ширины проходов нормативам.
Иногда нормативы по расстояниям между стеллажами соблюдаются, но проходы в зале заставлены коробками и тележками с товаром. В этом случае оплачивать разбитый товар покупатель также не должен.
- Покупатель случайно задевает витрину, когда поскользнулся на мокром полу, и с нее падает бутылка на пол.
В случае, если пол был скользким после мытья или из-за снежной (дождливой) погоды на улице, то вина за разбитый товар с покупателя снимается.
- Покупатель взял одну банку детского питания с полки, в результате все остальные – упали.
Если товар был испорчен в результате неудобной выкладки, то вина за это лежит на магазине.
- Товар упал с ленты на кассе.
За движение товара на ленте, включение и выключение ленты отвечает кассир. Соответственно, в том, что товар упал, покупатель не виноват.
Когда покупатель должен оплатить разбитый товар
Право покупателя не платить компенсацию распространяется только на случаи, когда товар был разбит непреднамеренно. Если покупатель нанес магазину ущерб умышленно, то ему придется компенсировать ущерб продавцу. Для примера:
- Он вел себя в магазине ненадлежащим образом: размахивал руками, катался на тележке, танцевал, бегал и пр.
- Покупатель находился в состоянии алкогольного опьянения и завалился на полку или устроил драку.
- Он умышленно разбил товар из хулиганских побуждений или в состоянии аффекта. Например, специально бросил бутылку об стену в знак протеста.
Наконец, покупателю даже не нужно устраивать погром в магазине, чтобы считаться виноватым за разбитый товар. Законодательство содержит такое понятие как «вина по неосторожности». При неосторожном поведении у человека отсутствуют намерения повредить товар, но он не проявляет должной осмотрительности и заботы о товаре.
Например, покупатель взял с полки товар, чтобы рассмотреть его состав, и он выпал у него из рук и разбился. У него, очевидно, не было злого умысла в том, чтобы испортить товар. Тем не менее, в данном случае можно говорить о наличии вины покупателя и о необходимости компенсировать причиненный ущерб.
Если виноват покупатель
Ответственность покупателя за разбитый товар
К покупателю могут применить следующие меры ответственности за разбитый товар:
- Материальная ответственность. Когда товар был разбит по неосторожности максимум, что грозит покупателю, это необходимость компенсировать причиненный материальный ущерб магазину.
- Административная ответственность. Если же покупатель причинил магазину вред умышленно, то его могут дополнительно привлечь к административной ответственности по ст.7.17 КоАП. Данная статья предполагает штраф в размере 300-500 р.
- Уголовная ответственность. В случае если товар на сумму не менее 5 тыс.р. разбился в результате драки и конфликта в магазине, то такие действия могут быть квалифицированы как мелкое хулиганство или умышленная порча имущества по ч.1 ст.167 УК РФ. Максимальное наказание, которое грозит покупателю по данной статье, это лишение свободы до 2 лет.
В каком порядке выплачивается компенсация магазину
Ущерб магазину может быть выплачен:
- в судебном порядке;
- добровольно.
Компенсация вреда выплачивается исключительно через суд при условиях доказанной вины покупателя. Магазин при этом вправе опираться на ч.1 ст.1064 Гражданского кодекса, по которой причиненный вред магазину подлежит возмещению в полном объеме.
Станет магазин подавать в суд на компенсацию ущерба или нет, зависит, прежде всего, от стоимости разбитого товара. Вряд ли он будет взыскивать стоимость банки консервов за 100 руб. или йогурта за 37 рублей через суд, так как сумма компенсации не сможет покрыть судебные издержки.
Покупатель может, но не обязан компенсировать ущерб добровольно.
Если покупатель признает, что он виноват в порче товара, то он вправе добровольно возместить магазину стоимость ущерба, не дожидаясь суда. Но когда покупатель не считает себя виноватым в повреждении, администрация магазина может рассчитывать на получение компенсации исключительно в судебном порядке.
Стоит отметить, что Гражданский кодекс содержит так называемую «презумпцию вины» покупателя. В соответствии с ч.2 ст.1064 лицо, которое причинило вред, может быть освобождено от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Поэтому, чтобы не платить компенсацию магазину покупателю стоит подготовить веские доказательства отсутствия вины в случившемся.
Что делать, если ребенок разбил в магазине товар
К детям применяются все вышеперечисленные нормы: если ребенок разбил товар случайно и в этом была вина магазина, то возмещать ущерб не требуется.
Если же товар был поврежден умышленно или по неосторожности (например, ребенок бегал по магазину и задел стеллаж), то родителям придется выплатить компенсацию за ребенка в возрасте до 14 лет (на основании п.1 ст.1073 Гражданского кодекса).
Памятка покупателю: что делать, если разбил товар в магазине
Вот несколько важных действий, которые следует предпринять покупателю, который разил товар:
- Поставьте в известность администрацию магазина о том, что вы случайно разбили товар.
- Не поддавайтесь давлению охраны или администрации, которые будут настаивать, что вы обязаны незамедлительно возместить причиненный магазину ущерб и купить испорченный товар. Охранники и администрация не вправе обязывать покупателя приобрести определенную продукцию вопреки их выбору. Сообщите администрации о том, что вы не возражаете компенсировать ущерб, но только если суд посчитает вашу вину доказанной.
- Постарайтесь привлечь свидетелей на тот случай, если ситуация начнет выходить из под контроля: будут поступать угрозы, вас будут насильно удерживать, досматривать. Снимите происходящее на видео.
- Если вы считаете себя непричастным к происшествию, потребуйте у администрации доказательства того, что именно вы разбили товар: записи с камер наблюдения или показания свидетелей.
- Попросите у продавца книгу жалоб, в которой изложите свою версию случившегося и сообщите о фактах нарушения ваших прав (например, о давлении и угрозах со стороны охранников или менеджеров торговой точки).
- Составьте вместе с администрацией магазина акт о порче товара. Документ в произвольном формате описывает испорченный товар, его количество, стоимость и обстоятельства происшествия. Покупатель может отобразить в акте свою версию случившегося: например, указать на мокрый пол или заставленные проходы.
Если охранники удерживают покупателя в магазине
Отдельно следует упомянуть о действиях охранников, которые нередко в попытке оказать давление на покупателя, превышают пределы своих полномочий. Так, по закону сотрудники ЧОП могут только попросить об оплате товара или задержать вас до приезда полиции при наличии в ваших действиях административного проступка. Но охранники не вправе угрожать, грубить или применять силу, требовать паспорт и забирать документ в залог до компенсации ущерба.
Если покупатель согласился компенсировать ущерб в судебном порядке, то охранники не могут более его удерживать. Основанием для задержания может стать только умышленная порча товаров.
Также охранники не вправе принудительно досматривать покупателя. Это право принадлежит только полицейским при наличии веских оснований для досмотра в присутствии двух понятых.
Охранникам стоит напомнить об ответственности за их действия. На основании ст.203 Уголовного кодекса за превышение полномочий сотрудниками ЧОП им грозит от 2 лет лишения свободы. Если же охранник применял насилие, использовал оружие, то за это его могут приговорить к 7 годам тюрьмы.
Куда жаловаться на магазин
Если магазин нарушил закон, на него можно пожаловаться в контролирующие инстанции:
- В Государственный пожарный надзор — за загроможденные коробками проходы, несоблюдение нормы расстояния между стеллажами.
- В Роспотребнадзор — на неудобную раскладку товара в торговом зале, на сколькие полы.
- В ОВД или Роспотребнадзор, если магазин заставил оплачивать случайно испорченный товар.
- В полицию — на выходящие за пределы должностных полномочий действия охранников.
- В суд – для возмещения несправедливо взысканной компенсации за разбитый товар.
Краткое содержание
- Ответственность за разбитый товар зависит от момента передачи его покупателю. До оплаты товара на кассе риски случайной гибели лежат на магазине.
- С покупателя снимается ответственность за разбитый товар, если магазин не выполнил требования о ширине проходов между стеллажами; если проходы были заставлены коробками и паллетами; если товар был расположен неустойчиво; если в супермаркете были скользкие полы; если товар упал с кассовой ленты. Во всех перечисленных случаях в том, что товар разбит, виноват магазин.
- Покупатель должен компенсировать магазину стоимость товара, если он разбил товар по неосторожности (в российском праве неосторожность – форма вины), либо повредил его из-за своего некорректного поведения в магазине: дрался, бегал, находился в зале в состоянии опьянения.
- Если покупатель разбил товар по неосторожности, то максимум, что ему грозит – это – гражданско-правовая ответственность в виде компенсации ущерба. Состав уголовного или административного наказания имеет место только при умышленно причиненном ущербе.
- Магазин может получить компенсацию ущерба только в добровольном или судебном порядке. Принуждать покупателя оплатить разбитый товар магазин не вправе.
- На противоправные действия магазина и его сотрудников можно жаловаться в правоохранительные органы и контролирующие инстанции.