Производитель отключил поддержку приложения, через который работали смарт-часы и фитнес-браслеты, либо отказался от их обновления. После чего гаджеты стало невозможно использовать по своему прямому назначению, то есть для контроля физической нагрузки.
Разбираемся, можно ли в этом случае вернуть деньги за товар? Сколько времени будет у покупателя для возврата?
Каждый потребитель может рассчитывать на то, что товар будет пригоден для использования для тех целей, для которых он покупался и его программное обеспечение будет рабочим в течение всего срока службы.
В деле № 46-КГ20-19-К6 Верховный суд пришел к выводу, что если производитель перестал поддерживать программное обеспечение, то речь идет об неустранимом недостатке товара.
Можно ли вернуть гаджеты, в которых не работает ПО. Согласно Закону о защите прав потребителей продавец обязан передать покупателю качественный товар, который пригоден для постоянного использования. Прекращение работы программного обеспечения можно считать существенным недостатком, так как из-за этого невозможно нормально использовать функционал фитнес-браслета или смарт-часов. К тому же недостаток является неустранимым, то есть продавец не сможет отремонтировать гаджет и вернуть все необходимые функции.
Иными словами, умные часы, которые утратили функции учета физической нагрузки, являются некачественными, и при их возврате действуют особые положения Закона о защите прав потребителей.
В какой срок можно вернуть гаджеты. В отношении некачественных товаров нет ограничений в 14 дней для возврата товаров. Согласно ст.6 Закона о защите прав потребителей производитель гарантирует возможность использования товара по его прямому назначению до окончания срока службы. В этих целях он обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара в течение:
- срока службы товара;
- 10 лет, если срок службы не установлен.
Таким образом, действие на товар гарантии на возможность возврата гаджета никак не влияет. Даже если гарантия на гаджет истекла, это не лишает покупателя права на возврат денег за покупку, которая в ходе использования оказалась некачественной.
Куда обращаться. Это зависит того, сколько времени прошло с момента покупки:
- В течение гарантийного периода (не менее 2 лет) обращаться для возврата потерявшего функциональность гаджета необходимо обращаться к продавцу.
- Если с момента покупки прошло более двух лет, то претензия направляется производителю, уполномоченному представителю или импортеру.
Как оформить возврат товара. Возврат товара происходит с опорой на ст.18,19 Закона о защите прав потребителей. Так как приложение для гаджета стало недоступным, некачественные товары можно не обменивать, а сразу потребовать назад деньги. Причем, в данном случае не имеет значения, что онлайн-сервис прекратил работу уже после покупки, так как нерабочее приложение делает гаджет бесполезным.
Порядок действий по возврату денег будет следующим:
- Покупатель оформляет претензию продавцу с требованием о расторжении договора купли-продажи.
- Передает некачественный гаджет продавцу. Наличие чека в данном случае не является обязательным.
- Продавец может забрать товар для экспертизы, на проведение которой может уйти до 20 дней.
- В течение 10 дней продавец обязан вернуть деньги покупателю.
- Если продавец отказывается, можно пожаловаться на него в Роспотребнадзор или суд.
Краткое содержание. Гаджеты, в которых перестало работать программное обеспечение, считаются некачественными, так как их невозможно использовать по своему прямому назначению. Их можно вернуть продавцу в течение 2 лет после покупки или производителю в течение 10 лет со дня передачи по нормам ст.19 Закона о защите прав потребителей.