— Ребенок во втором классе. Начал получать свои первые оценки и среди них уже тройки и даже двойки — по ИЗО, музыке и труду. Да, рисует он не очень хорошо, да и поделки получаются через раз, но ведь ребенок старается. Как можно оценивать детское творчество на 3 или 2? Способности ведь у всех разные, а и видение мира у ребенка может отличаться от учительского. Или как можно поставить тройку по музыке, если попросту нет слуха? Разве учитель имеет право в начальной школе оценивать ребенка по творческим предметам ниже, чем на четверку?
— Сразу скажем, что творческие предметы — такие же уроки, как и все остальные, поэтому учитель имеет право ставить по ним оценки, руководствуясь принятым в школе Положением об оценивании.
Другой вопрос, что объективно оценить творческую работу достаточно сложно и поэтому регулярно звучат предложения о целесообразности отмены бальной системы оценивания.
Почему с оценками по творческим предметам возникает столько сложностей
Главная проблема, из-за которой при оценивании творческих работ возникают спорные ситуации — это субъективизм при восприятии. То, что одному человеку будет казаться идеальной картиной, другому — неудачным творением.
Возьмем для примера картину:
Как думаете, что получил бы ребенок, нарисовав такое на ИЗО? Явно не больше тройки и то, если бы учитель в этот день пребывал в хорошем настроении. Между тем, эта картина Сая Твомбли с «уникальным» названием «Без названия» была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 46 млн.долларов (!). По мнению ценителей творчества художника за примитивными на первый взгляд изображениями лежат мощные образы.
❓ Так почему тогда неровно нарисованные акварелью за 30 минут зайчики и пейзажи, в которых вложено не меньше стараний, не заслуживают хотя бы четверки?
Многие учителя также руководствуются данным критерием — если видят, что ребенок старался (ведь в творчестве важен не только финальный результат, но и сам процесс) и работа в целом выполнена аккуратно, то оценивают ее как минимум на четверку.
Тройки ставят, если рисунок выполнен небрежно или ребенок вовсе не старался, а двойки — в исключительных случаях, если работа вовсе не выполнена или слишком отклоняется от заданной темы.
Оценивание творческих работ требует от учителей проявления гибкости. Любой ребенок может рисовать, петь и лепить. Но не у всех есть способности, каждый ученик видит окружающий мир по своему и адекватно оценить их в балльной системе невозможно. При оценивании и так важен не сколько результат, сколько приложенные ребенком усилия.
Оценки по творческим предметам могут отменить
Еще в августе 2023 года депутат ГД Борис Чернышев направил в Минпросвещения письмо с предложением отменить оценки по творческим предметам.
По его мнению дети и так испытывают стресс и психологическое давление из-за низких оценок. Поэтому вместо выставления отметок он предложил перейти на систему «зачтено»-«не зачтено» по таким предметам как:
🪗музыка;
🎨ИЗО;
🪚технология;
🏀физкультура.
Подобный подход должен сократить давление на школьников и предоставит стимул к развитию их творческих способностей и физической активности.
Начать реализовывать инициативу депутат предложил с Москвы, а затем распространить полученный опыт и на другие регионы.
➡️ К слову, предложения внедрить безотметочное оценивание творческих предметов со стороны Минобразования звучали еще в 2021-22 гг. Тогда в министерстве отмечали:
эти предметы требуют наличия природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся, отметка по данным предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры и искусства.
Но…с тех пор ничего не поменялось. И в 2024/25 учебном году многие школы продолжают ставить оценки по творческим предметам.
Кстати не все родители восприняли предложение перейти на зачетную систему положительно. Многим детям оценки по творческим предметам, напротив, помогают поднять средний балл в аттестате (для тех, кто поступает в колледжи — это имеет важное значение).
Вероятно, их детям повезло и им достались лояльные учителя — ведь у кого-то средний бал, напротив, снижается из-за отсутствия склонностей к рисованию или из-за того, что «медведь на ухо наступил» .
Учителя по поводу отмены оценок по ИЗО также разделились на два лагеря: одни полагают, что это хорошая идея, так как это упростит их работу, да и детям будет комфортнее учиться.
Другие — против отмены оценок, так как без них школьники и вовсе перестанут что-то делать на творческих предметах и мотивировать их будет крайне сложно.
Зачем вообще нужны в школе творческие предметы — может их проще отменить?
Самые категоричные родители и вовсе полагают, что творческие предметы создают лишнюю нагрузку на школьников и вовсе не нужны. По их мнению они должны изучаться только факультативно, по желанию.
На самом деле шансы, что творческие предметы отменят или переведут на факультативное изучение ничтожны (ранее подобную инициативу не одобрили в Правительстве). Они необходимы в школе по многим причинам:
✅ Рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах развивают мелкую и крупную моторику, а это напрямую влияет на интеллектуальное и общефизическое развитие.
✅ Творческие занятия способствуют развитию воображения и оригинальности мышления, дают проявиться фантазии и учат детей находить нестандартные идеи для самовыражения.
✅ Школа дает базовые знания по этим предметам, способствует культурному обогащению и расширению кругозора. Она дает общие представления о разных направлениях в искусстве и предоставляет ребенку возможность выбора, что ему больше по душе, знакомит детей с различными культурами.
✅ Творчество помогает выразить свои чувства и эмоции, помогает расслабиться и снять стресс, что важно для психоэмоционального развития детей.
Таким образом, творческие предметы не только обогащают образовательный процесс, но и способствуют всестороннему развитию детей.
По каким критериям оцениваются творческие работы
Школы самостоятельно разрабатывают собственные критерии оценивания по всем предметам, включая творческие. Поэтому родители могут узнать, чем должен руководствоваться учитель, при выставлении отметок по предметам из внутреннего Положения об оценивании.
Конечно, определить четкие критерии оценивания по творческим предметам весьма непросто (это не русский и математика, где отметку снижают за арифметические или орфографические ошибки).
При оценивании работ по ИЗО и труду может учитываться соответствие теме, аккуратность выполнения, приложенные усилия, творческий подход к решению задачи и в зависимости от соблюдения критериев оценивания учитель может ставить отметки от 2 до 5.
❗Официально школа не может запретить учителю оценивать творческие предметы на 3. Даже если тройки отбивают у каждого всякое желание учиться.
Если родители считают, что двоек и троек по творческим работам стало слишком много и часто они необоснованные, то они могут предложить школе перейти на модель «зачет — незачет» по тем или иным предметам.⬇️⬇️⬇️
Как перейти на систему зачет-незачет
Еще с 2021 года после изменения правил выдачи аттестатов (согласно Приказу №546) школы могут самостоятельно решать как оценивать творческие предметы (ИЗО и музыку):
➡️ по системе «зачет/незачет»;
➡️ или традиционно – с отметками по пятибальной или иной шкале.
Важно учитывать: школа может, но не обязана переходить на безотметочную модель. Но многие и так уже перешли на зачетную систему.
Чтобы школа могла перейти на безотметочное обучение, она должна закрепить данный порядок во внутренних локальных документах. Инициатива о переходе на альтернативную систему «зачет/незачет» может исходить как от самой школы, так и родителей.
Для этого они могут поднять данный вопрос перед директором школы или обратиться в предусмотренный Уставом коллегиальный орган (например, Совет школы).
📌 Что делать родителям, которые не согласны с отметками по ИЗО, труду и музыке
Итак, что можно предпринять родителям, ели дети получают двойки и тройки по творческим предметам:
-
Для начала — поговорить с учителем о причинах сложившейся ситуации. Может быть получится договориться о выполнении дополнительных заданий (устных или письменных), чтобы исправить и повысить оценки.
-
Как альтернатива — обратиться к директору с инициативой о переходе на зачетную систему по творческим предметам.
-
Родители, которые не нашли поддержки внутри школы и готовы вывести проблему с оценками своего ребенка на новый уровень, могут обратиться в департамент образования.