Вот и пришло время подводить первые итоги в школе – закончилась первая четверть. Некоторым родителям дети принесли неприятный сюрприз – двойки по одному или нескольким предметам в школе. Если на тройки многие готовы закрыть глаза, то неуд вызывает шок и панику.
В основном опасения родителей сводятся к тому, что из-за двойки в ребенка оставят на второй год или не допустят к ОГЭ или ЕГЭ. Либо вообще ребенка признают неуспевающим и переведут в коррекционный класс. Разбираемся что из этого правда, а что – нет.
Какие последствия у двойки в четверти
Сама по себе двойка в четверти не имеет серьезных последствий для ученика. Это скорее «звоночек» для родителей, чтобы те своевременно приняли меры. Если по какому-то предмету поставили двойку в первой четверти – еще есть возможность исправить ее и повысить успеваемость, чтобы не допустить годовой двойки.
❗А вот годовая двойка – это действительно проблема. Особенно для выпускных 4 или 9,11 класса.
На следующую ступень обучения с двойкой не переведут. Согласно п.5 ст.66 273-ФЗ школьники, которые не смогли освоить основную общеобразовательную программу, не допускаются к обучению на следующих уровнях.
Официально годовая двойка – это неудовлетворительная аттестация по предмету, которая образует академическую задолженность. В 9 и 11 классе – ребенка не допустят до ОГЭ и ЕГЭ. К экзаменам допускают только при отсутствии двоек и с оценками не ниже «удовлетворительно» (согласно п.8 совместного Приказа Минпросвещения и Рособрнадзора).
Как узнать о двойке в четверти
📌Чтобы двойка в четверти не переросла в годовую нужно принимать превентивные меры.
Раньше о текущих двойках в четверти родителей уведомлял учитель, сейчас всю информацию при необходимости можно получить в электронном дневнике. У нынешних школьников уже не получится случайно «потерять дневник» с двойками или вырвать лист из бумажного дневника – родители все равно получат информацию об их успеваемости.
Двойку в четверти всегда проще предотвратить. В следующей четверти родители могут регулярно отслеживать оценки в электронном журнале и, если количество двоек «зашкаливает», поговорить с учителем. В частности, обсудить, в чем состоят слабые места ребенка и какие пробелы в знаниях ему нужно восполнить, либо попросить дополнительные задания, которые можно зачесть.
Да и у самого ребенка не лишним будет узнать, в чем причина низкой успеваемости – может быть дело в конфликте с педагогом, низкой самооценке, сложной школьной программе, отсутствии мотивации и пр. При необходимости можно самостоятельно позаниматься с ребенком по сложным темам, либо нанять репетитора.
Могут ли оставить на второй год из-за двойки?
Остаться на второй год боятся многие школьники – оно и понятно, для ребенка это морально сложно. Оставят ли на второй год с двойкой в четверти? Однозначно нет. А вот если будет годовая двойка, то есть два варианта:
1. Школьника переводят в следующий класс условно. Ему установят срок для «подтягивания хвостов» (максимально — в течение года после получения «неуда»). При чем количество двоек не имеет значения – даже с двумя-тремя двойками школа может дать ребенку второй шанс исправиться.
2. Школьника оставляют на повторное обучение («на второй год»). В этом случае потребуется согласие родителей – школа не может в одностороннем порядке принять такое решение, независимо от того в каком классе учится школьник.
Даже если он в переходном четвертом или девятом – школа должна получить письменное согласие родителей. Если у ребенка всего одна двойка, а по остальным предметам 3,4,5, то к данному варианту не прибегают.
Согласно ст.58 273-ФЗ оставить на второй год могут, если школьник не освоил образовательную программу за учебный год, имеет академическую задолженность по 2 и более предметам, либо не ликвидирована задолженность по 1 предмету в течение года. Ученику дадут две попытки исправить двойку (это не его право, а обязанность, прописанная в ФЗ «Об образовании»).
Сроки для пересдачи устанавливает школа – но самое крайнее это год со дня возникновения задолженности. Обычно пересдать предмет нужно за лето, до начала нового учебного года или до октября-ноября.
❗Если ребенок учится в выпускном 4 или 9 классе – ситуация осложняется тем, что ребенка не могут перевести на следующую ступень, пока он не освоит программу – предыдущей.
Но даже если школьник не сдаст аттестацию и не ликвидирует задолженность, на второй год оставаться не обязательно: ребенка могут перевести в классы компенсирующего обучения (этот вариант подходит не всем) или продолжить получать образование в иной форме (в частности, по индивидуальному учебному плану, утвержденному школой).
На практике многое зависит от политики школы. В некоторых школах второгодники – привычное явление, в других – всеми силами вытягивают двоечников на тройки, а оставляют на второй год крайне редко, если реально нельзя ничего исправить. Школе самой невыгодно держать много двоечников, потому что так можно привлечь к себе излишнее внимание контролирующих инстанций.
Когда школьника могут оставить на второй год: правовые основания
В любом случае – отчислить из школы за неуспеваемость ребенка не могут.
Нет, но если двоек несколько и есть явные признаки того, что ребенок не справляется с программой, то школа может рекомендовать родителям пройти комиссию.
По ее результатам школьнику могут рекомендовать дополнительные занятия с логопедом и дефектологом, обучение по индивидуальному плану или переход на адаптированную образовательную программу.
Но это возможно исключительно с согласия родителей. Заставить их принудительно пройти ПМПК школа не вправе. Более того, заключение комиссии имеет рекомендательный характер и родители могут им не пользоваться.
Могут ли в школе направить на ПМПК принудительно и как пройти комиссию
Могут ли лишить родительских прав за плохие оценки в школе?
Учителя жалуются – оставить на второй год можно только с согласия родителей, направить на ПМПК – тоже. Как в таком случае воздействовать на учеников, которые вообще не хотят учиться? И тут им на помощь может прийти комитет по делам несовершеннолетних.
Дело в том, что родители не должны самоустраняться от образовательного процесса и обязаны принимать участие в воспитании. И если несмотря на уговоры учителя взять ситуацию с учебой ребенка под свой контроль, родители не желают ничего предпринимать, школа может обратиться в КДН.
Конечно, до лишения родительских прав из-за двоек дело вряд ли дойдет, но жизнь родителям могут усложнить: взять семью под контроль и регулярно проводить профилактические беседы, а еще выписать штраф по ст.5.35 КоАП за неисполнение родительских обязанностей.
А что если двойка – незаслуженная?
Если родители считают, что двойка – незаслуженная, то им стоит ознакомиться с Положением о системе оценивания, формах и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации. Документ должен быть размещен в открытом доступе на сайте школы или предоставлен по первому требованию родителям. В нем должны быть прописаны правила, согласно которым проходит аттестация и формы ее прохождения: тесты, контрольные, сочинения и пр.
Но не всегда в Положении четко указаны все аспекты – и тогда учителю приходится аттестовывать ребенка по своему усмотрению. И не всегда вопрос решается в пользу школьника.
Если родители твердо убеждены, что двойка – это результат предвзятого отношения к ребенку, стоит первоначально поговорить с учителем. При чем нужно нацеливаться на конструктивный диалог с целью решить проблему, а не приходить с попыткой уличить виновных.
Если учитель не настроен на решении проблемы, можно действовать через администрацию. Директору стоит сообщить о фактах в работе учителя, с которыми родители не согласны, и попросить проверить работу педагога на соответствие принципам преподавания (опираясь на ст.45 273-ФЗ «Об образовании»), а также попросить заменить педагога. Для подтверждения того, что ребенок заслужил более высокую оценку, можно приложить результаты независимого тестирования, сертификаты и грамоты.
Подробнее о порядке действий в случае незаслуженной двойки:
Что делать, если учитель занижает оценки ребенку. Инструкция для родителей