Многие держатели банковских карт сталкивались с такой неприятной ситуацией как двойное списание. Например, когда за покупку на 1000 р. с карты ошибочно списали 2000 р.
Расскажем, что делать в ситуации двойного списания, как быстро вернуть свои деньги и куда обращаться.
Почему происходит двойное списание денег за покупку
Как происходит удвоение платежа. Обычно двойное списание происходит по такой схеме:
- Покупатель оплачивает товары на кассе картой.
- Оплата отклоняется: сумма покупки не списывается с карты, но блокируется на счету.
- Продавец просит оплатить товары повторно и оплата успешно проходит.
- Ранее заблокированные на карте средства списываются после устранения технического сбоя.
С проблемой «задвоения платежа» держатель карты может столкнуться не только в торговой точке, но и при совершении денежных переводов или при онлайн-покупках.
Возможные причины двойного списания за покупку. Главная причина двойного списания – технический сбой, который мог произойти на стороне:
- банка, выпустившего карта или проводящего операцию по карте;
- платежной системы карты;
- терминала оплаты, установленного в магазине.
Технический сбой может быть вызван вирусами, ошибками в работе ПО или нестабильной связью с процессинговым центром. Еще одна вероятная причина – человеческий фактор и ошибка кассира.
Ситуацию с двойным списанием проще всего решить, когда покупка оба раза была оплачена картой, а не разными способами (одна – картой, другая – наличными).
Как узнать о двойном списании. Информацию о двойном списании можно узнать через смс-уведомления; в онлайн-банкинге; в сервисе бесконтактной оплаты МИР-Pay.
Как вернуть деньги в случае двойного списания с карты
Некоторые кредитные организации научились распознавать задвоенные платежи и самостоятельно возвращают их на карту. В этом случае со стороны пользователя никаких действий не потребуется.
Но если этого не произошло, следует придерживаться следующей инструкции.
Порядок действий. Для возврата денег на карту стоит предпринять следующие действия:
- Обратиться в магазин, в котором совершена покупка.
- Если в торговой точке не могут отменить одну из оплат, то стоит взять там чек, подтверждающий неудачную транзакцию.
- С этим чеком нужно обратиться в банк с заявлением на возврат.
- Дождаться поступления денег на счет.
Куда обращаться. Возврат можно оформить через торговую точку или через банк, в котором открыта карта.
Обращения по поводу возврата денег банки принимают по телефону горячей линии или лично.
В магазине смогут помочь только если покупатель успел предельно быстро обратиться за возвратом. Дело в том, что оплата за покупку не сразу переводится в торговую точку: на некоторое время деньги блокируются на банковском счете покупателя и магазин может легко отменить покупку. В этом случае деньги вернутся на счет в течение 1-3 рабочих дней.
Какую информацию нужно сообщить в банк. Для отмены платежной операции стоит обратиться в банк с описанием проблемы и указать:
- наименование торговой точки;
- дату и время покупки;
- сумму платежа;
- номер платежной операции.
Эти сведения можно найти в смс-уведомлении или онлайн-банке в выписке по счету.
При звонке желательно держать паспорт под рукой, так как он может понадобиться для верификации личности (как альтернатива – назвать кодовое слово).
Большинству держателей карт удавалось вернуть деньги после звонка на телефон горячей линии.
Вот как выглядит схема возврата денег при двойном списании в Сбербанке:
- Необходимо позвонить в Сбербанк на горячую линию 8(800)555-55-50.
- Сообщить шестизначный номер платежа.
- Если банку нужны дополнительные сведения – отправить скрин/фото чека с отмененной покупкой или из интернет-банка и передать на электронный адрес help@sbrf.ru.
- Рассмотрение заявки может занять некоторое время, но в большинстве случаев деньги вернут в течение 3 часов.
Как оспорить платеж. Если обращение на горячую линию не помогло, клиент может обратиться в банк, чтобы оспорить платеж. Для этого нужно передать в банк письменную претензию на возврат лично в отделении, либо направить ее заказным письмом.
В претензии необходимо описать суть проблемы и изложить просьбу о возврате денег.
Один экземпляр претензии с отметкой о вручении нужно оставить себе вплоть до возврата средств.
Образец претензии на возврат банком денежных средств.
По результатам обращения банк проведет собственное расследование и если информация, переданная клиентом, подтвердится, вернет деньги. Сроки возврата через процедуру оспаривания платежа занимают до 10-30 рабочих дней, но иногда могут затянуться до 3 месяцев.
Если двойное списание произошло заграницей. Если деньги в двойном размере списали с карты за пределами РФ, то порядок действий будет тот же. Нужно обратиться на телефон горячей линии в банк и изложить ситуацию. Разница будет в том, что из-за курсовых колебаний могут вернуть сумму, которая отличается от ранее списанной.
Что может требовать владелец карты. В случае неправомерного списания денег с карты ее владелец может потребовать:
- Удержанную сумму при двойном списании.
- Компенсацию причиненного ущерба. Например, если в результате двойного списания владелец карты ушел в технический овердрафт (отрицательный баланс) и банк выставил ему штраф. Сумму штрафа можно вернуть.
- Уплату процентов за необоснованное пользование чужими средствами (на основании ст.395 Гражданского кодекса). Проценты начисляются на незаконно удержанную сумму по ключевой ставке ЦБ.
Как не допустить двойных списаний денег с карты
Несмотря на то, что деньги за двойное списание возвращаются, процедура эта достаточно длительная и мало кому хотелось бы оказаться в такой ситуации за несколько дней до зарплаты или за границей. Чтобы избежать двойных списаний, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:
- Подключить смс-оповещения по транзакциям по банковской карте, чтобы быть в курсе всех списаний.
- Установить месячные лимиты по банковским операциям.
- Оплачивать покупки в валюте страны, чтобы избежать курсовых колебаний.
- В путешествиях хранить деньги на 2-3 картах и иметь наличные на всякий случай.
- Чтобы избежать двойного списания с карты при покупках в интернете, стоит использовать для оплаты виртуальную карту, которую предварительно пополнять ровно на сумму платежа.