Может ли классный руководитель приходить домой к ученикам для проверки условий проживания

Образование

— Имеет ли право классный руководитель посещать семьи учеников для выяснения условий их проживания?

— Имеет, но при соблюдении дополнительных условий: учителя уполномочили на проверку жилищных условий органы опеки, а родители школьника – не против такого визита. Разбираемся подробнее, какие требования должны соблюдаться, чтобы классный руководитель на законных основаниях посещал квартиры своих учеников для проверки условий проживания.

Кто имеет право проверять жилищные условия

Обследовать жилищные условия по закону могут органы опеки и сотрудники полиции (отдела по делам несовершеннолетних, участковый). Школа полномочиями по проведению подобных обследований не располагает.

Учителя не являются контролирующими или надзорными органами по отношению к школьникам и их семьям. Они могут лишь оказывать родителям помощь в воспитании детей (ст.44 ч.2 ФЗ-273 от 2012 года «Об образовании в РФ»).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» органы опеки могут привлекать образовательные организации для реализации своих полномочий, включая обследования условий проживания детей для установления над ними опеки или попечительства.

Чтобы педагог мог на законных основаниях посещать квартиры своих учеников для проверки, органы опеки должны ему делегировать такие полномочия. Для этого между органами опеки и образовательным учреждением подписывают платный или безвозмездный договор. Как правило, полномочия передают замдиректора по внеклассной работе, социальному педагогу или классному руководителю.

Причем передавать свои функции органы опеки могут только, если  у них отсутствуют организационные, кадровые или технические возможности. То есть для подписания договора со школой должны быть веские причины.

Важно учитывать, что полномочия от органов опеки к учителю передают в отношении конкретного ребенка, а не всех учеников. Обследование жилищных условий проводят при обнаружении обстоятельств, которые свидетельствуют об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов.

Если в органы опеки поступило обращение о том, что ребенок находится в социально опасном состоянии, они могут назначить проведение обследования для подтверждения этой информации (на основании пп.3,4 Приказа Минпросвещения РФ от 10 января 2019 г. №4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»).  Такое обращение может быть подано в устном или письменном виде и подлежит официальной регистрации.

Таким образом, если обращения в отношении конкретного ребенка о неблагополучии в семье в органы опеки не поступало, то правовые основания для проведения проверки отсутствуют. Проверять всех подряд детей не допускается.

Посещение родителей педагогом проходит по предварительному согласованию.

С какой целью проводится проверка

Целями проведения обследования жилищно-бытовых условий являются:

  1. Случаи, когда ребенка ставят на учет в ПНД (детскую комнату полиции).
  2. Ребенок был ранее изъят из семьи и сейчас решается вопрос о его возвращении или дальнейшем пребывании в детском доме.
  3. Ученик регулярно прогуливает школу или нарушает внутришкольный порядок (срывает уроки, дерется и пр.).
  4. Ребенка передают под опеку – в этом случае проверка условий проживания является неотъемлемым этапом.
  5. В профилактических целях — для выявления детей, которые нуждаются в опеке. Именно это является причиной визита классного руководителя.
  6. В полицию поступило заявление о ненадлежащем исполнении родителями обязанности по содержанию и воспитанию ребенка (жестоком обращении и пр.).
  7. Ребенок получил бытовую травму и этот факт официально зафиксирован (выпал из окна, выпил уксус и пр.).

Любое посещение педагогом квартир ученика проводится только на добровольной основе с согласия родителей. Принудительное обследование допускается только в крайних случаях – например, если готовятся материалы о лишении родительских прав. Но даже такие действия можно обжаловать, если доказать, что они нарушают интересы ребенка.

Профилактическая проверка  жилищно-бытовых условий в любом слчае не является веской причиной для принудительного проникновения.

То, что проникновение в жилое помещение без согласия проживающих в нем граждан является нарушением конституционных прав подтверждает и судебная практика (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 01.08.2017 по делу №3-8973/2017,).

Как проходит обследование жилищных условий

В рамках обследования обращают внимание на наличие:

  • места, где спит ребенок или отдельной комнаты;
  • места для приготовления уроков;
  • продуктов в холодильнике, соответствующих возрасту;
  • сезонной одежды;
  • личных вещей: игрушек, книг и пр.;
  • санузла в квартире;
  • свободного выхода из квартиры;
  • общая площадь квартиры;
  • количество комнат;
  • благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние;
  • отсутствие доступа к опасным предметам, лекарствам, электроприборам, газу и пр.

По результатам обследования составляется Акт обследования жилищных условий. Форма акта обследования жилищно-бытовых условий приведен в Приложении №3 к Приказу Минпросвещения РФ от 10.01.2019 №4 «Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей».

Без передачи полномочий школе со стороны органов опеки акты не будут иметь юридической силы.

Могут ли родители не пустить учителя

Родители могут отказаться проходить проверку. Если они против, посещать квартиру учитель не вправе.

На основании ст.25 Конституции «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

Никакие законы и постановления не могут вступать в противоречие с Конституцией. При отсутствии правовых оснований (решения суда, угроз жизни и здоровью) можно не пускать сотрудников даже полиции, не говоря об учителях.

Согласно ст.2 152-ФЗ от 2006 года «О персональных данных» закон защищает право человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.  Согласно п.2,4 ст.5 152-ФЗ от 2006 года «О персональных данных» обработка персональных данных должна быть связана с достижением конкретных, заранее оговоренных целей и не должна быть избыточной по отношению к заявленным целям.

Если родители против проверки жилищно-бытовых условий, они могут написать в школу заявление об отказе в проведении обследования, сославшись на положения Конституции и ФЗ «О персональных данных».

Ответственность

За нежеланный визит в квартиру, вопреки воле собственников, могут привлечь к уголовной ответственности (на основании ст.139 Уголовного кодекса). За незаконное проникновение в жилище нарушителям грозит:

  • штраф до 40 000 р. или в размере зарплаты или дохода заключенного за период до месяца;
  • обязательные работы до 360 часов;
  • исправительные работы до года;
  • арест до 3 месяцев.

Также действия учителя могут квалифицировать как нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 Уголовного кодекса) или самоуправство (ст. 330 Уголовного кодекса).

Обязан ли учитель ходить по квартирам своих учеников

Правовые основы для посещения учеников классным руководителем содержатся в Приказе Минобрнауки от 2006 года №21. Согласно ему учитель должен обеспечить связь школы с семьей и установить контакты с родителями. Но в приказе не говорится, что для этого классный руководитель обязан посетить своего ученика на дому.

Педагог может посетить семью по приглашению родителей или с их согласия, чтобы лучше познакомиться и наладить контакты, помочь в воспитании и образовании школьника. Но целью визита в этом случае не станет контроль за условиями проживания ребенка.

К тому же образовательные организации могут только помогать семье, но преимущественное право на воспитание и обучение принадлежит родителям (на основании ст.44,63 Семейного кодекса).

В Письме Минобразования РФ от 21.06.2001 №480/30-16 сказано, что в числе прочих задач, стоящих перед учителем, есть сбор информации о материально-бытовых условиях школьника. Но не сказано, как именно классный руководитель должен собирать информацию. Поэтому учитель вполне может ограничиться опросным листом для родителей и не посещать каждого родителя.

Согласно письму Минпросвещения от 10.10.2019 № 08-ПГ-МП-19852 контроль за условиями проживания учеников не входит в должностные обязанности педагогов. Более того, у учителя нет полномочий проводить подобные обследования, если только школа не подписала договор с органами опеки.

 

Если администрация школы требует начать обход учеников, учителю следует запросить копию договора с органами опеки, который станет правовым основанием таких визитов.

Даже если учителю известны случаи нарушения прав и уклонения родителей от своих обязанностей по воспитанию и защите интересов ребенка, то они все что они могут (и обязаны) сделать – это сообщить в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка (на основании п.1 ст.121 Семейного кодекса). Если такое обращение поступило, орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней должны провести обследование условий проживания ребенка.

Краткое содержание

Чтобы учитель на законных основаниях мог проверить условия проживания ученика должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  1. В органы опеки обратились граждане или юрлица и сообщили о нарушении прав ребенка в семье.
  2. У органов опеки отсутствуют ресурсы для проведения проверки условий проживания, поэтому они передали соответствующие полномочия в школу и подписали с ней договор.
  3. Учитель предварительно согласовал свой визит с родителями и они не против посещения.

По результатам обследования готовится акт на детей из неблагополучных семей, которые оказались в социально опасном положении и состоят на особом контроле.

Если вышеперечисленные условия не соблюдены, визит учителя для проверки жилищных условий будет противоречить закону и любые составленные акты обследования будут недействительными.

Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Юридический журнал "Я вправе"
Задайте свой вопрос юристу