В школьной программе ожидаются очередные изменения. С нового учебного года 2024/2025 в школы вернуться уроки труда и черчения, а также появится курс семьеведения. Рассказываем, чего стоит ждать школьникам и их родителям в следующем году.
Возвращаются уроки труда
С 1 сентября 2024 года в школы вернутся уроки труда. Они заменят «Технологию», которую сейчас изучают школьники. В начальной школе на труд выделят 1 час в неделю, а в 5-7 классе – уже 2. Для учащихся 8-9 классов урок труда также займет 1 час.
Чем же будут заниматься ученики на уроках труда и в чем его отличие от технологии? Сразу стоит сказать, что труд в привычном для родителей понимании, когда девочки учились готовить и шить юбки-солнце-клеш, а мальчики мастерили табуретки, не вернется. Опыт советской школы разработчики программы посчитали неактуальным в современных условиях.
Акцент в уроке будет на проектную деятельность и умение решать различные задачи, а не на то, чтобы научить делать что-то своими руками. То есть, по сути меняется название предмета – с технологии на труд, а содержание урока останется прежним.
Особенностью станет то, что школьников больше не станут делить на мальчиков и девочек. Точнее, решать вопрос, нужно ли мальчикам учиться готовить и шить, будут родители и школа по своему усмотрению. Объясняется отсутствие гендерного разделения так: раз нет отдельных физики и химии для девочек и мальчиков, так почему их необходимо разделять на уроках труда и ограничивать кругозор.
На уроках труда больше не будет простых поделок из пластилина и цветной бумаги (точнее они будут, но только как небольшая часть курса).
Уроки труда будут включать 5 обязательных модулей:
- «Производство и технологии».
- «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов».
- «Компьютерная графика. Черчение».
- «Робототехника».
- «3D-моделирование, прототипирование, макетирование».
Предложено еще 3 модуля на выбор: «Автоматизированные системы», «Животноводство», «Растениеводство» и дополнительные курсы: «Авиамоделирование», «Медиатехнологии», «Сити-фермерство», «Ресурсосберегающие технологии».
По замыслу разработчиков программы такой комплексный подход имеет только плюсы: он поможет школьникам в профориентации и покажет широкие возможности для реализации. Правда, как один и тот же учитель сможет вести и 3D-моделирование, и робототехнику, и технологию обработки пищевых продуктов, не ясно.
Самим родителям курс показался перегруженным, а по каждому «модулю» можно смело вводить отдельный предмет. Поэтому многие опасаются, что подобное обучение «всему и сразу» приведет к тому, что школьники вообще ничего не усвоят. К тому же, кажется, никто в школе так и не научит учеников базовым вещам: девочек шить, а мальчиков – работать инструментами, пилить и забивать гвозди.
Черчение снова появится в школьной программе
По поручению Президента в российских школах с 2024/25 годов появятся уроки черчения. Основы черчения будут преподавать в рамках 5-9 классов. «Базу» дадут всем школьникам, а отдельный углубленный учебный курс появится в 10-11 классах для учеников, которые обучаются по инженерному профилю.
Черчение изучали в советской школе еще с 1930-х годов. Обычно схема обучения строилась так: в 7 классе на смену ИЗО приходило «Техническое рисование», а с 8 класса изучали «Черчение», на котором уже строили схемы и эскизы и читали чертежи.
Но в 2019 году дисциплину исключили из школьной программы. Правда, ее продолжали преподавать в виде отдельного модуля в рамках предмета «Технология» или факультативно. Эксперты полагают, что этого недостаточно и результатом стало падение уровня подготовки студентов инженерных специальностей. Оказалось, что многие первокурсники не обладают базовыми навыками и компетенциями – они попросту не знают, что такое циркуль и с трудом понимают понятие перспективы.
Мнение учителей относительно возвращения черчения оказалось неоднозначным. С одной стороны, черчение развивает пространственное мышление, формирует аналитический склад ума и дает навыки решения сложных задач. В этом смысле оно может быть полезно всем школьникам.
С другой, его отмена позволила высвободить свободные часы на изучение других дисциплин и снизить учебную нагрузку на школьников.
В свое время, исключение черчения из школьной программы произошло не на пустом месте – наблюдался дефицит преподавательского состава и материально-технической базы на фоне перехода к компьютерному черчению. Нет гарантии, что с этими проблемами не столкнется попытка реанимировать изучение черчения с 2024 года.
В принципе сами педагоги не против того, что черчение вернется – но только в профильных классах, выпускники которых планируют поступать на графический дизайн и инженерные специальности. Главное, чтобы за счет черчения не уменьшили часы на профильные дисциплины в классах гуманитарной и медицинской направленности.
В старших классах начнут преподавать семьеведение
Законодатели уже не первый год хотят вернуть в российские школы семьеведение. И лучшего повода, чем объявленный в 2024-м Год семьи, уже не представится. Поэтому высока вероятность, что семьеведение начнут преподавать уже в 2024/25 учебном году.
Для современных школьников ценность создания семьи и рождения детей в системе невысока. С такими ложными ориентирами решили бороться, так как такая ситуация, в конце концов, угрожает демографии. И если уж родители не могут выстроить «правильную систему приоритетов» у ребенка, теперь нравственным воспитанием займется школа. По словам разработчиков программы текущая ситуация с нежеланием заводить семью связана с отсутствием у детей перед глазами здоровых отношений и частые разводы родителей.
Как и в случае с трудом, идея урока семьеведение не нова. В советское время в школах преподавали курсы семейного воспитания, но к началу 90-х курс свернули из-за нехватки преподавателей.
Затем были отдельные попытки полового просвещения детей в школах. Их внедрение было связано с ростом случаев подростковой беременности и абортов в 90-е, поэтому нередко они сводились к рассказу о методах контрацепции. Сейчас перед государством другие вызовы, поэтому задача нового курса более масштабная, чем сексуальная грамотность.
Главной целью семьеведения станет укрепление ценности семьи, помощь в будущем построении здоровых отношений. Наконец, среди подростков планируется сформировать нетерпимость к бездетности и понимание многодетности как нормы.
Единая программа по семьеведению пока не разработана, поэтому до конца не ясен круг вопросов, который будут там обсуждать. В курс, скорее всего, войдут вопросы семейной психологии и формирования бюджета, юридические аспекты (права и обязанности детей и родителей).
Программу курса адаптируют зависимости от возраста учащихся. В начальной школе будут изучать историю и брачные традиции региона, а с 5 класса – основы семейной жизни.