Спорные оценки: 3,5 балла=4 или 3? По каким правилам в школе выставляют оценки за четверть и за год

Образование

 У ребенка средний балл 3,5 – учительница поставила ему 3. Разве не должна была в пользу ребенка поставить 4? И еще – если у ребенка две тройки за четверть и две тройки, то что должны поставить за год?

— Все мы помним правила округления со школы: если дробная часть больше или равна 0,5, то она округляется до ближайшего большего числа, если меньше – до меньшего. Руководствуясь этими правилами ребенку действительно должны были поставить четверку. Но применительно к школьным оценкам за четверть это так не работает и ставить оценки исключительно «в пользу ребенка» учитель не обязан.

Рассказываем, как понять, правильно ли была выставлена спорная оценка за четверть или за год: на какие нормативные акты можно ссылаться.

Какие оценки могут ставить в школе

Оценки помогают определить уровень усвоения учебного материала учениками. Их ставят со 2 по 11 класс (у первоклассников оценок нет). Они показывают учителям, насколько хорошо дети усвоили предмет и готовы применять полученные знания, а родителям и школьникам – какие темы нужно подтянуть.

Текущие оценки ставятся за домашнюю работу, ответ на уроке, подготовку доклада или проекта, изложение, тест, лабораторные, самостоятельные и контрольные работы.

Формы и правила оценивания определяются школой – иногда уделяется значение только правильности выполнения и отсутствию ошибок, иногда – учитывается также аккуратность оформления.

На основании текущих оценок выставляются оценки за четверть, триместр или полугодие. В зависимости от школы оценки могут выставлять:

➡️ По четвертям – привычный формат обучения, когда учебный год делится на 4 четверти. По итогам каждой четверти выставляют четвертную отметку (для этого суммируются текущие отметки и делятся на их общее количество), а затем по ним – ставят годовую.

➡️ По триместрам – учебный год состоит из трех триместров. В этом случае годовую оценку ставят на основании трех триместровых.

➡️ По полугодиям – так учатся старшеклассники в 10-11 классах. У них две отметки, которые ложатся в основу годовой.

По каким правилам в школе выставляют оценки за четверть

ФЗ «Об образовании» не регулирует вопрос выставления оценок за четверть или за год в школах. Что это означает на практике – то, что, единых общероссийских правил выставления оценок попросту нет.

❗ Согласно п.1 ст.58 273-ФЗ порядок промежуточных аттестаций утверждается школой самостоятельно.

Для выставления оценки за четверть суммируются все оценки и делятся на общее количество. Далее — возможны нюансы.

Правила, которые могут быть актуальны для московской гимназии не действуют в тульском лицее. Поэтому и возникает столько споров: кто-то доказывает, что с оценкой 3,5 учитель обязан поставить 4, другие – что 4 ставится только при среднем балле от 3,75 и школьнику поставят 3. И все они будут по своему правы, так как правила оценивания и округления утверждаются на уровне школы и фиксируются в Положении об оценивании (или о промежуточной/итоговой аттестации).

Вот, например, как выставляются отметки за четверть в МКОУ Заволжский лицей (Ивановская область):

  • средний балл — до 2.6 — четвертная оценка 2;
  • 2.6- 3.59 оценка 3;
  • 3.6-4.59 оценка 4;
  • 4.6-5 оценка 5.
Выдержка из Правил оценивания в МКОУ Заволжский лицей (Ивановская область):

А еще – в школе действуют отдельные правила для творческих предметов – ИЗО, музыки, труда и физкультуры.

А в другой школе – 3,5 позволяет получить уже 4 за четверть.

Выдержка из Положения МАОУ "Школа №60" (Ростов-на-Дону)

❗ Поэтому, понять, как именно должен был поступить учитель, если оценка получилась спорной (ровно между 4 и 5, или 3 и 4), можно только изучив Положение об оценивании в конкретной школе. Оно должно быть размещено на официальном сайте образовательного учреждения или предоставлено родителям по первому требованию в администрации школы.

Нужно учесть, что в положении могут быть не только указаны правила округления, но и прописан вес каждой работы: например, ответ на уроке имеет меньший вес, чем самостоятельная и контрольная работа. И тогда итоговая контрольная за четверть будет важнее для оценки, чем другие текущие отметки.

Пример удельного веса работ из Положения МАОУ "Школа №60" (Ростов-на-Дону)
Пример удельного веса работ из Положения МАОУ «Школа №60» (Ростов-на-Дону)

Как в школах ставят годовые оценки

Годовая оценка – это среднее арифметическое, полученное за четверти (триместры) или полугодия. Опять же правила выставления спорных оценок отличаются в зависимости от школы. Можно выделить три наиболее распространённых подхода при выставлении годовых оценок:

➡️ Оценку округляют по арифметическим правилам в пользу ученика: то есть при среднем балле 4,5 ребенку поставят 5, 3,5 – 4.

➡️ Оценку округляют по внутренним правилам школы: например, 5 поставят только при среднем балле от 4,6 (то есть должна быть только одна четверка за четверть).

➡️ Оценку ставят такую же, какая была в 4 четверти: например, ученику с отметками 4,3,4,3 – поставят 3, а если него 3,3,4,4 – 4.

❗ На основании изучения Положения можно понять, какую оценку учитель поставит ребенку, еще до того, как ее фактически выставят и своевременно принять меры, чтобы ее исправить.

Как выставляют итоговые оценки в 9 и 11 классе

Есть еще частные случаи выставления оценок в выпускных классах. Здесь нужно оговориться, что годовая оценка не равна итоговой.

При вставлении итоговой оценки, которая идет в аттестат за 9 класс, учитывается годовая оценка и оценка полученная за экзамен (ОГЭ в 9 классе). Это значит, что на оценку в аттестате за 9 класс повлияет оценки по ОГЭ по русскому и математике (обязательные предметы), а также 2 дополнительным предметам, которые выбрал девятиклассник.

Если экзамен по предмету школьник не сдавал, то итоговая оценка = годовой.

❗ Согласно Положению о выдаче аттестатов ребенку при среднем балле 3,5 ставится 4, то есть используются правила математического округления. Правила, установленные школой, не должны в данном случае ущемлять права учащихся и идти вразрез с федеральными (!).

Но это положение применяется только при выставлении отметок в аттестат, а не четвертных оценок. Поэтому апеллировать к нему можно только если, например, ребенок получил за ОГЭ по русскому 4, а за год у него 3, то средний балл получается 3,5. Тогда в аттестат пойдет оценка 4 – в пользу школьника. А вот оспаривать годовую оценку по математике за 5 класс, ссылаясь на эти Правила нельзя.

❗ При выставлении отметки в аттестат в 11 классе результаты ЕГЭ не учитываются. Но итоговая отметка считается с учетом полугодовых (четвертных/триместровых) оценок за 2 года — 10 и 11 класс. При этом опять же учитываются правила математического округления. При оценке 4,5 – итоговая будет 5.

Можно ли оспорить оценку

Родители, которые не согласны с оценкой ребенка, могут предпринять меры для защиты его интересов (на основании ст.45 273-ФЗ):

➡️ Для начала – стоит обсудить ситуацию непосредственно с педагогом и прояснить, какой алгоритм лежал в основе выставления оценок. Сразу следует оговориться, что учитель не обязан исправлять оценку, особенно если выставлял ее строго по действующим в школе правилам. К тому же в свою защиту педагог может сослаться на академическую свободу преподавания и защиту от вмешательства в профессиональную деятельность.

➡️ Обратиться к директору, чтобы он оценил действия учителя и при необходимости оказал содействие в исправлении несправедливо выставленной оценки. Директор может назначить повторную проверку знаний ребенка (при необходимости – в присутствии родителя). Большая часть споров заканчивается на уровне директора, так как школа не заинтересована в том, чтобы конфликт выходил вовне. Но если компромисса достичь не удалось, можно жаловаться в вышестоящие инстанции.

➡️ Обратиться в департамент (комитет) образования в своем населенном пункте, который должен по факту обращения провести проверку и уточнить информацию о порядке выставления отметок.

➡️ Пожаловаться в прокуратуру – имеет смысл в крайних случаях, например, если несправедливая оценка повлияла на средний балл аттестата.

📌 Резюмируем:

1. Правила оценивания школа утверждает на свое усмотрение. ФЗ «Об образовании» предоставил ей автономию в данном вопросе.

2. В одних школах 3,5=4, в других – даже 3,6=3. Правила округления в спорных ситуациях должны быть указаны в Положении об оценивании. Поэтому при одинаковых оценках ученики из разных школ могут получить разные отметки за четверть или за год.

3. Каждой текущей отметке может быть присвоен свой вес: в результате оценка за контрольную работу важнее чем за устный ответ.

4. При выставлении годовой оценки учитываются четвертные, триместровые или полугодовые отметки.

5. Годовая оценка и итоговая – отличаются. При выставлении итоговых оценок в 9 и 11 классе применяются единые правила и оценка ставится по правилам математического округления.

6. Если учитель поставил оценку вопреки действующим правилам, родители могут ее оспорить.

Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Юридический журнал "Я вправе"
Задайте свой вопрос юристу