Теперь на физкультуре можно поиграть в гольф и компьютерные игры, у старшеклассников появится программа по управлению беспилотниками и защите Родины, в школы возвращается труд и стартует новый курс «Семьеведение», где будут учить создавать крепкие семьи. Это далеко не полный перечень того, к чему нужно привыкать школьникам в новом учебном году.
Такие изменения призваны подготовить школьников жизни в современном мире, так как прошлая программа, по мнению экспертов, не отвечала актуальным реалиям. Хотя споры между теми, кто считает, что в школе нужно расширить обучение практическим навыкам, применимым в реальной жизни и теми, кто призывает акцентироваться на фундаментальных знаниях, не утихают.
Школьников научат строить семьи на уроке «Семьеведение»
В школьную программу войдет новый курс «Семьеведение». Он должен подготовить детей к созданию крепкой семьи, воспитать правильные ценности и, вероятно, в конечном счете повысить рождаемость.
О целесообразности отдельного курса по «Семьеведению» долго спорили: противники считали, что создание семьи — личное дело каждого и интересующие вопросы дети могут обсудить с родителями, к тому же тема семьи с разных сторон затрагивается на уроках литературы, а ее правовые аспекты — в курсе обществознания.
Сторонники внедрение курса настаивают, что в школе должны больше внимания уделять ценностному воспитанию и лучше учителя расскажут о том, как строить семейные отношения, чем школьники будут черпать знания из условного Дома-2.
Программа рассчитана на 1 год — столько времени должно хватить, чтобы подготовить школьников к созданию семьи. Здесь будут рассказывать о роли семьи, ведении домашнего хозяйства, преодолении кризисов и пр.
В каком классе, ввести курс в программу решит администрация школы. Модули для 5-9 и 10-11 классов отличаются:
Оценки за успешное освоение нравственных ценностей ставить не будут — все планируется проводить в формате доверительной беседы.
Занятия будут проводиться в рамках «Разговоров о важном» или внеурочной деятельности, то есть дополнительной нагрузки на школьников не запланировано. Это важно, так как многие критиковали новый курс за то, что он заберет часы от изучения фундаментальных знаний у и без того загруженных детей.
Кому доверят обучение детей ценности семьи — пока не совсем понятно. Ведь в педагогических вузах не выпускают «специалистов по семье». Скорее всего, это будут классные руководители или школьные психологи, возможно — учителя истории и завучи. А еще озвучивали «спорные кандидатуры» на роль преподавателей дисциплины — студентов (которые должны учить построению семьи, не имея семьи) или священников.
Труд вернулся, но без табуреток и с роботами
С 1 сентября 2024 года «Технологию» заменит «Труд» (Приказ Минпросвещения от 19 марта 2024 года №171). Название старое — содержание новое. Привычного многим родителям урока труда, на котором девочки шьют юбки солнце-клеш, а мальчики мастерят табуретки по всей видимости не будет.
По крайней мере разделения на девочек и мальчиков не планируется — они будут заниматься в одном классе по общей программе. Авторы изменений посчитали, что мальчикам тоже будет полезно учиться готовить и понимать как строится рацион.
В начальной школе труд будет проходить раз в неделю. Программа включает 4 модуля — по одному на каждый год:
➡️«Технологии, профессии и производства».
➡️«Конструирование и моделирование».
➡️«Технологии ручной обработки материалов».
➡️«Информационно-коммуникативные технологии».
Задача начальной школы — понимание важности труда и важных профессий, ответственного значения за результаты труда воспитание готовности участия в делах коллектива.
С 5 по 7 класс на уроки труда будет отводиться уже 2 часа, а в 8-9 классе — один. Программа включает 5 обязательных модулей и еще некоторые на выбор.
➡️«Производство и технологии».
➡️«Технологии обработки материалов и пищевых продуктов».
➡️«Компьютерная графика. Черчение».
➡️«Робототехника».
➡️«3D-моделирование, прототипирование, макетирование».
На этом этапе задача сводится к подготовку учеников к трудовой деятельности, формирование уважительного отношения к труду и социально-ориентированной работе.
К модулям по выбору относятся:
1. «Автоматизированные системы» — для индустриальных регионов.
2. «Животноводство» и «Растениеводство» — для аграрных.
Видно, что задачи перед курсом стоят масштабные и где найти такого педагога, который в одном лице сможет помочь в освоении навыками черчения, робототехники и 3D-моделирования — загадка.
Гольф, биатлон и киберспорт — теперь на уроках физкультуры
На уроках физкультуры появятся дополнительные модули, которые должны будут способствовать росту популярности разных спортивных направлений и привлекать детей в спортивные секции (по Приказу Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. № 171).
Инициатива хорошая. Но выбор модуля будет на усмотрение школы с учетом оснащения и технических возможностей. То есть рано радоваться: обучать фигурному катанию, биатлону и гольфу начнут не во всех школах. В некоторых ограничатся танцами и городками и то-внеурочно — ведь для них не требуется дорогостоящий инвентарь и создание специальных условий.
С нового учебного года в рамках программы физкультуры появятся новые модули, на которые ребята изучат правила каждого вида спорта, познакомятся с его базовыми элементами и движениями:
✅«Городошный спорт» (игра в городки).
✅«Гольф».
✅«Биатлон».
✅«Танцевальный спорт».
✅«Роллер спорт».
✅«Скалолазание».
✅«Спортивный туризм».
✅«Хоккей на траве».
✅«Ушу».
✅«Чир спорт».
✅«Перетягивание каната».
✅«Бокс».
Ну если перечисленные выше модули обычно положительно воспринимаются родителями, то вот еще к одному — киберспорту возникает немало вопросов. Непонятно зачем его дополнительно популяризировать — вроде как проблема «чрезмерно низкой популярности компьютерных игр среди подростков» никогда не стояла.
К тому же получается, что вместо физической активности на уроках физкультуры дети будут играть на компьютере? Надеемся все же, что в школах не хватит оборудования и дети продолжат на физкультуре заниматься именно физкультурой, а не осваивать «симуляторы спортивных игр».
Вместо ОБЖ — Основы безопасности и защиты Родины
На уроках ОБЖ теперь будут не только учить безопасности в быту и общественных местах, но и защите Родины. В результате изменится название, а также содержание программы (на основании Приказа Минпросвещения №62, №1028).
В обновленной программе ОБЖ+ помимо пожарной безопасности, экологии, ПДД дополнительно предусмотрены блоки:
➡️ по основам законодательства РФ;
➡️ положениям Общевоинских уставов ВС РФ;
➡️ правилам безопасности при обращении со стрелковым оружием;
➡️ оказанию первой помощи в условиях боевых действий;
➡️ боевым свойствам и поражающее действие оружия массового поражения;
➡️ порядку действий при сигнале «Внимание всем»;
➡️ применению БПЛА и пр.
В рамках курса учащиеся 10-11 классов получат навыки тактической, строевой, огневой, военно-медицинской и технической подготовки.
Цель урока — воспитание патриотизма, формирование готовности к защите Отечества и базовые знания в области безопасности жизнедеятельности, в частности:
✅подготовиться к военной службе;
✅выработать у обучающихся умений распознавать угрозы и избегать опасности;
✅научиться грамотно вести себя в ЧС.
«Основы безопасности и защиты Родины» входят в обязательную часть учебного плана для в 8-11 класса. На изучение дисциплины отводится 68 часов — уроки будут проходить 1 раз в неделю. Вести урок будут учителя, а также ветераны СВО, прошедшие переподготовку.
Программа по управлению беспилотниками появится в школах
В целях запуска в школах программы по изучению управления беспилотниками в учебные заведения должны были закупить более 17 тыс. БПЛА, а также оборудовать специальные классы и полетные зоны.
На уроках планируется:
✅дать представление о способах боевого применения БПЛА;
✅о способах ведения разведки местности с помощью БПЛА;
✅предоставить алгоритм противодействия БПЛА;
✅научить практическим навыкам по управлению БПЛА.
Программа будет работать не во всех российских регионах — первоначально пилотный проект реализуется в 30 субъектах.
В 2024 году программа заработает в 553 школах и колледжах, в том числе с использованием дистанционных технологий. Основная проблема — нехватка учителей для проведения уроков БПЛА.
Какие еще изменения запланированы
В новому учебном году актуализированы рабочие программы по отдельным предметам.
География с новыми границами
В школах появятся новые учебники и контурные карты по географии. В них найдет отражение изменение российских границ и будут добавлены новые регионы.
Также с учетом изменений в геополитической обстановке на уроках географии будут рассматривать роль России в мировой экономике и политике, экономические отношения со странами Азии и пр.
Новейшая история по-новому
В школы поступят новые учебники по истории для 5-9 классов. В них войдет отдельный раздел по СВО, найдет отражение вхождение новых регионов в состав России, переход от доминирующей концепции глобализации к формированию многополярного мира. В частности, в учебниках перепишут 70,80 и 90 гг., а также пересмотрят понятие «империя».
Литература без «Гарри Поттера»
Рабочие планы по литературе также актуализируют с учетом новых геополитических вызовов.
С сентября обновят список произведений для дополнительного изучения на уроках литературы и отдельное внимание начнут уделять фантастике. В школах будут изучать, в частности, К. Булычева и Д.Р. Толкина (не полностью книгу, а отдельные главы на выбор учителя и класса). Зато из списка исключили «Гарри Поттера» Роулинг и Д. Джонс «Дом с характером».
Из обязательной программы исчезли произведения В. Г. Короленко, В. П. Астафьева. При этом расширен список стихотворений народов РФ – в него вошли, в частности, «Журавли», «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, а в поэзию XX в. включены стихотворения A. А. Ахматовой.
Прощай, обществознание
С 2025 года школьники попрощаются с обществознанием. Урок уберут из программы 6-8 классов, чтобы освободить дополнительные часы для истории (количество часов по этому предмету вырастет с 340 до 476 ч.)
Дисциплина останется только для старшеклассников — в 9-10 классе на изучение обществознания выделят 1 час в неделю, в 11 — 2 часа.
Изменения в программе будут актуальны для тех, кто пойдет в 5 класс после сентября 2025 года. Те, кто начал изучать обществознание раньше, продолжат обучение по прежней схеме.