— На самом деле мы бы не рекомендовали оставлять советы учительницы без внимания. Не обязательно сразу идти на ПМПК – для начала можно получить заключения у независимых специалистов о том, есть у ребенка действительно дислексия или дисграфия.
Если опасения учительницы подтвердятся, прохождение комиссии будет оправданно – оно позволит добиться определенных послаблений при обучении (в частности, диктанты могут оценивать по другим правилам или освободить ребенка от них вовсе) и бесплатной поддержки со стороны специалистов, которые помогут преодолеть сложности в процессе обучения. В конечном счете, все это в интересах самого ребенка.
С какими проблемами обычно сталкиваются дислексики в школе
Детей, которые испытывают сложности с чтением и письмом, можно встретить почти в каждом классе. Педагоги с горестью отмечают, что численность таких учеников в последние годы растет, но что делать с дислексиками большинство учителей не знает, и игнорировать проблему дальше нельзя.
📌 Дислексия — это специфическое нарушение обучения, которое затрудняет процесс чтения и письма. Дети-дислексики при этом сохраняют нормальный интеллект, зрение и слух.
Из-за стойких нарушений технической или смысловой стороны чтения, а также специфических проблем с письмом им сложно учиться наравне со всеми (они не понимают задания, им сложно построить предложение, путают род и число).
Дислексики скорее угадывают буквы, чем видят их по-настоящему. Вот интересная иллюстрация восприятия текста дислексиками.
Среди основных проблемх, с которыми сталкиваются дислексики в школе:
➡️ Трудности с чтением – им сложно распознавать слова, читать вслух и понимать прочитанное, что затрудняет усвоение учебного материала.
➡️ Сложности с письмом — у них есть сложности с написанием слов, правописанием и структурированием текста, что влечет низкие оценки за письменные задания.
➡️ Плохая память — они могут испытывать трудности с запоминанием информации, что усложняет запоминание правил правописания, словарного запаса и других учебных материалов.
➡️ Недостаток самоорганизации — они могут испытывать трудности с организацией, им требуется больше времени на выполнения работ, что затрудняет выполнение домашних заданий и подготовку к урокам.
Но это еще не все. Такого ребенка часто обвиняют в лени и чуть ли не умственной отсталости, а постоянные двойки и тройки влекут за собой снижение самооценки и отсутствие мотивации к обучению.
☹️ Также дети с дислексией часто сталкиваются с насмешками или непониманием со стороны сверстников, что может приводить к стрессу и социальной изоляции.
❗Эти нарушения не перерастают и они не преодолеваются без специально организованной логопедической помощи.
Какие послабления можно получить
Каждый ребёнок имеет право на качественное школьное образование. И дислексики – не исключение, только при их обучении должны быть учтены индивидуальные особенности таких детей.
Доступные в российских школах послабления для детей с дислексией и дисграфией приводятся в Письме Минпросвещения от 8 февраля 2019 года №ТС-421/07.
Министерство опубликовало данное рекомендательное письмо в ответ на участившиеся жалобы со стороны родителей об отсутствии в школах специальных условий обучения таких детей.
Дети с дислексией и дисграфией не имеют выраженных отклонений в развитии и не относятся к детям с ОВЗ, но они имеют право на получение психолого-педагогической помощи в специализированных центрах и на базе школы (на основании ст.42 273-ФЗ).
Если у школьника диагностировано нарушение чтение и письма, то школа обязана предоставить ему послабления в форме:
✅ Специальной шкалы оценок.
✅ Снижения темпов и объема письменных работ (обычно дети с дислексией достаточно медлительные и им нужно больше времени на выполнение заданий).
✅ Изменения способа выполнения заданий: замена чтения вслух и письменных работ устными ответами.
✅ Использования аудиозаписей уроков.
✅ Возможность использования вспомогательных материалов: словарей и схем.
✅ Использование собственной шкалы оценок.
Проведение промежуточной аттестации с учетом характера и степени нарушений: например, контрольное списывание вместо диктантов.
➡️ Также школьники по результатам прохождения ПМПК могут получить право на бесплатные занятия с логопедом, психологом и дефектологом. При необходимости контрольные ребенок будет писать в присутствии тьютора или дефектолога.
Чтобы получить помощь от государства при обучении ребенку нужно пройти обследования у специалистов. Основаниями для учета специфических ошибок в школе по письму и чтению служат:
➡️ справка о нарушении письменной речи учащегося, заверенная учителем-логопедом;
➡️ заключение ПМПК.
Без данных документов учитель не сможет предоставить ребенку индивидуальное обучение. Даже если учитель знает о проблемах с письменной речью, ему придется оценивать диктант ребенка на общих основаниях. Ведь если педагога проверят и увидят необоснованно завышенную оценку, то к нему у проверяющих могут возникнуть вопросы.
Стоит заметить, что прохождение ПМПК не является обязательным – это актуально для тех родителей, у который аббревиатура вызывает панический ужас. В качестве альтернативы семья может обратиться в центры психолого-педагогической и социальной помощи и получить там справку от логопеда.
При этом только ПМПК позволяет ребенку получить помощь специалистов бесплатно.
При проведении текущего контроля и промежуточной аттестации необходимо учитывать психофизические особенности ребенка-дислексика и ограничения, которые он имеет из-за речевых нарушений (на основании ст.58 273-ФЗ). Тогда как индивидуальные достижения ребенка оцениваются с остальными на равных.
Если школьника будут оценивать по обычной шкале, то он в любом случае будет получать двойки за письменные работы и диктанты. Но если учитывать его специфические дисграфические ошибки, то за аналогичные работы может быть уже «4» или «5».
✅ «5» за диктант дислексики могут получить с 1-2 исправлениями и 2 дисграфическими ошибками;
✅ «4» — с 1-2 орфографическими ошибками и 2-3 дисграфическими;
✅ «3» — если есть 3-5 орфографических и до 4-5 специфических ошибок.
Специфические ошибки дислексиков включают например:
➡️ пропуски букв (санкт – «снки», кричал – «кичал» и пр.);
➡️ перестановки букв (двор – «довр», зима – «зиам»);
➡️ фонематические ошибки («утитель», «сапля», «портвель»);
➡️ смешение букв по кинетическому сходству («стасли», «шатка»);
➡️ ошибки на уровне предложений (несогласованные предложения, некорректное употребление окончаний, пропуски слов и пр.);
➡️смещение границ слов («у дедмо Рза» — у деда Мороза);
➡️ контаминации слов (лепят бабу – «лептбау»).
❗Эти ошибки могут не учитывать в диктантах, соответственно, оценка школьника за работу будет выше.
В процессе чтения дети меняют или смешивают буквы, пропускают буквы, у них есть сложности в установлении логических связей, главной мысли, в пересказе и запоминании прочитанного.
Нужно учитывать, что критерии и порядок оценивания детей с дислексией утверждается на уровне школы самостоятельно, поэтому они могут варьироваться в зависимости от образовательного учреждения.
Пошаговая инструкция по получению индивидуальных условий обучения для детей с дислексией
Тем, кто хотел бы пройти комиссию нужно пройти следующие этапы:
Этап 1. Подготовительный
О том, что у ребенка дислексия родители обычно узнают от учителей начальной школы, которые рекомендуют пройти обследование у специалистов: невролога, логопеда или психотерапевта.
Но инициатива пройти ПМПК может исходить и от самих родителей, которые заподозрили у ребенка нарушения освоения чтения и письма.
Для прохождения ПМПУ необходимо передать в комиссию заявление, письменное согласие на обследование и комплект документов. Для проведения обследования ребенка родителям следует собрать документы (согласно п.15 Приказа Минобрнауки №1082):
✅ паспорт;
✅ свидетельство о рождении ребенка;
✅ направление из школы, детского сада или поликлиники;
✅ заключение консилиума школы или специалиста, который занимается педагогическим сопровождением;
✅ заключение комиссии о результатах предыдущего обследования;
✅ выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, которые наблюдают ребенка по месту жительства;
✅ характеристика ученика из школы или дошкольника из детского сада;
✅ справка МСЭ для детей-инвалидов;
✅ письменные работы по русскому и математике;
✅ результаты творчества (поделки, рисунки и пр.).
В завершение нужно записаться на комиссию. В некоторых регионах это можно сделать онлайн (например, через мос.ру).
Этап 2. Прохождение комиссии
В назначенный день ребенок проходит ПМПК. На комиссии может присутствовать и получать консультации по интересующим вопросам мать или отец ребенка.
Состав комиссии может отличаться в зависимости от задач обследования и может включать логопеда, психолога, социального педагога, психиатра и других врачей (ЛОРа, окулиста) и пр. Обследование каждым специалистов проходит в индивидуальном порядке или одновременно.
Если кто-то из специалистов отсутствует в составе комиссии, то его могут попросить пройти отдельно и на ПМПК принести полученное заключение.
Обычно перед комиссией потребуется заключение ЛОРа, невролога и окулиста, а также психиатра.
Процесс обследования ребенка стандартно занимает 15-30 минут.
Этап 3. Получение заключения ПМПК
В заключении ПМПК не ставят медицинских диагнозов, а определяют образовательный маршрут. В нем указывается на наличие или отсутствие потребности в специальных условиях получения образования, коррекции нарушений с привлечением специалистов.
По результатам ПМПК ребенку могут рекомендовать обучение по адаптированным программам с учетом имеющихся у него проблем с чтением и письменной речью.
❗ Это может быть вариант 5.1,5.2 – для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), либо 7.1 или 7.2 — для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Дело в том, что специальных программ для детей с «дислексией», «дисграфией», «дизорфографией» не предусмотрено, так как такая терминология вовсе не применяется в российском законодательстве. Поэтому если комиссия не обнаружит у ребенка ТНР или ЗПР заключение могут и не дать.
➡️ Программа 5.1 (7.1) предполагает, что ребенок будет учиться по общей программе с другими детьми, у которых нет ограничений по здоровью, выполнять тот же объем заданий. Но дополнительно ему положено логопедическое сопровождение. Коррекционная программа с участием логопеда, психолога (перечень специалистов, которые нужны ребенку определят на ПМПК) будет проходить после уроков.
Сроки освоения курса начальной школы по адаптированной программе 5.1 составляет 4 года (то есть такое же, как и у всех остальных детей).
➡️ Особенностью программы 5.2 является то, что ребенок будет учиться в начальной школе 5 лет — I дополнительный 1 класс + 4 класса, а также, что в учебном плане нет иностранного языка.
При необходимости сроки программы могут быть увеличены. Ребенок, который учится по программе 5.2 может выбрать иную форму прохождения аттестации: например, вместо изложения диктант.
Обучение по программе 7.2 может проходить в коррекционном классе или школе 7 вида.
Этап 4. Передача заключения ПМПК в школу
Заключение ПМПК действует 1 год – в течение этого времени родители должны передать его в школу.
Стоит учитывать, что ПМПК не определяет форму обучения. Это значит, что школа не имеет права на основании заключения требовать перехода на домашнее или семейное обучение.
Но вот по согласованию с администрацией родители могут выбрать оптимальную форму обучения для своего ребенка.
Например, перейти на посещение со свободным графиком (очно-заочную), чтобы у ребенка оставалось больше времени на коррекционную работу со специалистами (логопедом, нейропсихологом и пр.).
❗Также ПМПК не вправе выбирать школу, в которой будет учиться ребенок. Нередко школы стремятся как можно скорее избавиться от такого ученика и отправить его в коррекционную школу или коррекционный класс. Поэтому родители обычно и боятся проходить ПМПК и получать заключение, полагая что их сразу «попросят» из школы. И часто их опасения небезосновательны, но по факту дети с дислексией имеют право учиться в обычной общеобразовательной школе.
Если ПМПК вынесла заключение, с которым родители не согласны, у них есть два варианта действий:
-
Не передавать его в школу – заключение комиссии имеет рекомендательный характер и родители не обязаны предоставлять его в школу, если им не нравится предложенный образовательный маршрут.
-
Обжаловать заключение ПМПК в установленном порядке.
Какие проблемы могут возникнуть
В теории все достаточно просто – у ребенка своевременно обнаруживают проблему, он проходит необходимые обследования и к работе подключаются специалисты, помогающая школьнику скорректировать нарушения речи и письма.
На практике все конечно не так просто и проблемы могут возникнуть с разных сторон. Попробуем разобраться кто виноват, а главное – что делать.
⛔ Ситуация №1. Школа рекомендует пройти ПМПК, а мама – не видит проблемы и выступает против
➡️ В теории: «Учитель обнаруживает у ученика проблемы с чтением и письмом и мама по его рекомендации проходит со своим ребенком обследования у специалистов или ПМПК».
➡️ На практике: «Мама отказывается проходить комиссию из-за того, что не видит у ребенка проблем (считает, что учитель придирается) или не хочет ставить «клеймо» на ребенка и создавать ему дополнительные проблемы из-за возможного диагноза».
❓ Что делать. Правда – на стороне родителей. Школа может только рекомендовать ПМПК, а решение о том, проходить комиссию или нет, принимает мама.
Школе остается только найти правильные аргументы для родителей, чтобы те прошли комиссию с ребенком.
Например, сделать акцент на том, что ПМПК не ставит диагнозы, ребенок продолжит обучение в том же классе, он получит тот же аттестат, это никак не повлияет на его будущее, но ему предоставят бесплатную помощь нужных ему специалистов, учитель сможет применять к нему более лояльную шкалу оценивания (соответственно, будет меньше двоек).
⛔ Ситуация №2. Родители получили заключение ПМПК, но школа не торопится их выполнять
➡️ В теории: «Родители проходят ПМПК, получают рекомендации специалистов по условиям обучения и в школе четко им следуют – предоставляют логопедическую и психологическую помощь».
➡️ На практике: нужных специалистов в школе не оказывается или они работают по такому графику, что ребенок физически не может их посещать. Но заключение ПМПК имеет рекомендательный характер только для родителей, для школы же выполнение рекомендаций является обязательным.
❓ Что делать. Если школа не выполняет рекомендации комиссии, то родителям необходимо подать письменное заявление в администрацию с требованием о незамедлительной организации обучения согласно заключению комиссии. При этом необходимо ссылаться на п.23 Положения о ПМПК.
Если обращение не помогло и школа продолжает бездействовать, то стоит обратиться в прокуратуру с жалобой на администрацию.
Также комиссия самостоятельно может мониторить соблюдение школами выданных рекомендаций и организацию необходимых условий для обучения и воспитания.
⛔ Ситуация №3. Учитель унижает ребенка с дислексией
➡️ В теории: «Мама ребенка с дислексией передает заключение учителю и просит его оказать ребенку поддержку в процессе обучения».
➡️ На практике: «Учитель не знает как работать с такими детьми и не владеет специальными методиками обучения, считает, что проблема надуманная и обвиняет ребенка в лени, умственной отсталости, демонстративно унижает ребенка и высмеивает его работы перед классом».
❓Что делать. Нужно понимать, что травля и унижение ребенка – это серьезное нарушение со стороны учителя и любые оправдания его действий неуместны. Закон об образовании прямо запрещает любые методы насилия над детьми (п.9 ст.13 273-ФЗ). Поэтому в Трудовом кодексе есть специальная ст.336, которая разрешает увольнение работников даже за однократное применение методов психологического насилия.
Помимо увольнения жестокое обращение с детьми грозит учителю не только увольнением, но и уголовной ответственностью по ст.156 УК.
Для начала необходимо поговорить с классным руководителем, потребовать от него прекращения травли и предупредить о возможных последствиях. Если буллинг со стороны учителя продолжается, стоит обратиться к директору.
Если проблема снова не решена, обратитесь в вышестоящие организации или правоохранительные органы: напишите жалобу на бездействие школы в Департамент образования или прокуратуру.
Родители также имею право обратиться в суд и потребовать компенсации морального вреда.