Отопление — есть, тепла — нет. Что делать, если в квартире холодные батареи

Недвижимость

Отопительный сезон уже стартовал, но тепло дошло не до всех домов. Стало ли тепло в Вашей квартире?  Что делать и куда обращаться, если батареи холодные?

Какая температура должна быть в квартире

Понятие «тепла в квартире» достаточно субъективно и может отличаться для разных людей. Но есть нормативы по оптимальной температуре воздуха в отапливаемых помещениях, которые обязаны соблюдать коммунальные службы.

Минимальная температура, которая должна быть в квартире, — 18 градусов (согласно п.15 раздела VI Приложения к Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).  Температурные нормы зависят от комнаты:

  • в угловой комнате должно быть +20 градусов;
  • в жилой комнате — +18;
  • в кухне — +18;
  • в ванной (совмещенном санузле) — +25.

Отдельные нормы есть и для подъездов: в них температура не может быть ниже 16 градусов. В регионах с холодным климатом минимальная температура в квартире составляет 20-22 градуса.

Чтобы правильно измерить температуру в помещении закройте все окна и двери и держите термометр в 1 метре от пола.

Нормативам должна соответствовать и температура воды, подаваемая коммунальщиками в радиаторы: она должна быть не ниже 46 градусов при нуле за окном и 54 – при минус 5 (Приложение №11 к Постановлению Госстроя  «170  «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).

Что делать если в квартире холодно

Если отопительный сезон стартовал, а в квартире все равно холодные батареи, то в первую очередь следует обращаться в свою управляющую компанию (или ТСЖ – в зависимости от организации, которая обслуживает дом) и уточнить в чем причина:

  • подает ли тепло котельная;
  • нет ли аварий на теплотрассе;
  • а может быть холодно только в вашей квартире из-за того что система отопления «завоздушена» и образовалась воздушная пробка.

Именно управляющая компания отвечает за пуск тепла в квартиры. Поэтому после жалобы жителей она должна прислать специалиста для определения причины холодных батарей.  Если это воздушная пробка, то она возникает в результате:

  • проведения ремонтных работ (сборка и разборка трубопровода);
  • несоблюдения в процессе монтажа величины и уклона труб;
  • пониженного давления в водопроводе;
  • неправильного заполнения систем отопления;
  • негерметичных стыков трудопроводов;
  • подключения теплого пола к отопительной системе

После определения причины холодных батарей представитель управляющей компании должен отремонтировать отопительную систему и довести температуру до нормы.

Если договора подписаны напрямую с поставщиком услуг отопления, то обращаться необходимо к ним.

Как узнать, какая УК обслуживает дом

Найти телефон управляющей компании можно в квитанции за коммунальные услуги или на информационных табличках на подъезде. Также уточнить сведения об обслуживающей компании можно с помощью сервиса ГИС ЖКХ. Для этого нужно:

  1. Зайти на сайт.
  2. В электронных сервисах нажать вкладку «Найти на карте».Отопление - есть, тепла - нет. Что делать, если в квартире холодные батареи
  3. Ввести адрес своего дома.
  4. На странице будут размещены сведения о способе управления многоквартирного дома.Отопление - есть, тепла - нет. Что делать, если в квартире холодные батареи
  5. После выбора управляющей компании можно уточнить сведения об организации, режиме работы, адресе и телефоне.

Проблемы с отоплением можно решить и через аварийно-диспечерскую службу в регионе проживания.

Как подать претензию на низкую температуру в квартире

Уведомить управляющую компанию (аварийно-диспечерскую службу)  можно письменно или по телефону. Претензия на холодные батареи в квартире готовится в свободной форме, но должна содержать:

  • указание на низкую температуру в квартире, не соответствующую нормативам;
  • ФИО жильца;
  • точный адрес проживания;
  • требование о проведении замеров температуры в квартире и об своевременном устранении нарушений.

Образец претензии на некачественное отопление можно скачать тут

Претензия готовится в двух экземплярах, один из которых следует передать исполнителю, а другой  — забрать себе с отметкой о принятии. Удостоверитесь, что на претензии стоит фамилия получателя, штамп организации, дата и время приема документа.

Если принимать письменную претензию отказываются, ее следует направить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае, если вы передавали жалобу по телефону, уточните номер регистрации обращения и фамилию специалиста, который принял звонок. Это послужит доказательством своевременной жалобы коммунальщикам. Также после жалобы сотрудник коммунальных служб должен сообщить о времени визита специалиста с инспекцией.

Как коммунальные службы должны отреагировать на жалобу

По результатам поступления жалоб от жильцов представители УК или теплосети обязаны осмотреть холодную батарею в течение 2 часов, а проверить качество теплоснабжения —  в течение суток (по п.124.10 Постановления Правительства №808 от 2012 года).

После визита сотрудника коммунальных служб в квартиру он должен составить акт о качестве услуг. Если жилец остался неудовлетворен результатами проверки, то проводится повторный контроль с представителем государственной жилищной инспекции или независимых специалистов.

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается у жильца квартиры и служит основанием для перерасчета платы за некачественные услуги.

Что делать если не получается добиться проверки

Если представители коммунальных служб отказывают в удовлетворении претензии, в этом случае можно:

  • пригласить двух независимых свидетелей, составить акт о температуре в квартире и передать его управляющей компании;
  • обратиться в государственную жилищную инспекцию, которая должна выполнять надзорные функции по отношению к управляющей компании и может привлечь ее к ответственности за неисполнение прямых обязанностей;
  • обратиться в суд с требованием о компенсации убытков и морального вреда (например, если жилец вынужден был платить повышенную сумму за электроэнергию из-за того, что пользовался обогревательными приборами).

Можно ли получить перерасчет за отопление

Квартира должна обогреваться, даже если вы в ней не живете. Соответственно, платить за отопление нужно всегда, независимо от того, проживают ли в квартире люди или нет.

Но если дом не отапливали или отапливали некачественно, то получить перерасчет платы возможно. Для этого представители управляющей компании или теплосетей должны официально подтвердить нарушения качества подачи тепла в акте.

Стоимость платы за отопление в случае некачественных услуг должны снизить на 0,15% за каждый час. При этом по нормативам иногда отопление могут отключать, главное, чтобы не было превышения допустимой продолжительности перерыва отопления (согласно п.14 раздела VI Приложения к Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).Так, допустимый единовременный перерыв:

  • при температуре в квартире 12-18 градусов не может длиться более 16 часов;
  • при 10–12 градусов — более 8 часов;
  • при 8–10 градусов — четырех часов.

При этом, если причиной холодных батарей была авария, плату не перерасчитают. Но длительность аварийных отключений в отопительный сезон не должна превышать 24 часов.

Памятка потребителю. Что делать, если в квартире холоднее батареи

  1. Нормальная температура в квартире составляет 18-20 градусов в зависимости от помещения. Все, что ниже – это нарушение и является поводом для обращения к коммунальщикам.
  2. За то, чтобы в квартирах было тепло, отвечает управляющая компания (или ТСЖ). Именно суда нужно подавать жалобу на холодные батареи.
  3. Направить претензию можно в письменной форме или по телефону. Проверить и починить систему отопления представители коммунальных служб должны в тот же день.
  4. Если коммунальщики подтвердят нарушения в процессе теплоснабжения, то можно получить перерасчет платы за коммунальные услуги.
  5. Если коммунальные службы не реагируют на претензию, это повод для жалобы в жилищный надзор или в суд.
Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Ваш юридический помощник
Задайте свой вопрос юристу