Единый жилищный документ существенно упрощает жизнь продавца недвижимости, заемщика или наследника и экономит их время. Вместо того чтобы собирать 9 разных справок им достаточно оформить ЕЖД, который содержит исчерпывающую информацию о квартире.
Расскажем, как получить единый жилищный документ в 2024 году, в чем состоят преимущества и где его можно использовать.
Что такое единый жилищный документ и какие сведения он включает
Что это такое. Единый жилищный документ – это документ жилищного учета, совмещающий несколько справок о квартире, собственниках и зарегистрированных лицах.
Форму ввели в Москве в 2005 году в рамках проекта «Единое окно», направленного на упрощение получения сведений государственными инстанциями и гражданами. Сегодня некоторые российские регионы переняли опыт Москвы и также выдают ЕЖД.
Правовое регулирование. Регламент выдачи единого жилищного документа определяют местные власти. Например, в Москве административный порядок выдачи жилищных документов изложен в Приложении 2 к постановлению Правительства Москвы от 27 марта 2012 года №111-ПП.
Единый жилищный документ содержит следующую информацию:
- номер документа и сроки действия;
- информацию о получателе документа (реквизиты паспорта, ИНН, ФИО);
- данные квартиры: тип жилья, количество комнат, площадь, сведения кадастрового учета;
- номер лицевого счета (номер, баланс, дата открытия);
- выписку из домовой книги;
- данные о прописанных;
- данные о жилищных льготах и приборах учета;
- информацию о долгах по ЖКХ;
- сведения о квартирах коммунального заселения;
- ФИО должностного лица, которое выдало документ.
Форма единого жилищного документа
Как можно использовать единый жилищный документ
Какие справки заменяет ЕЖД. Согласно п.2.3.2. Приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 27 марта 2012 года №111-ПП единый жилищный документ заменяет:
- копию финансово-лицевого счета;
- выписку из домовой книги;
- копию карточки учета собственника квартиры;
- справку о регистрации по адресу;
- справку о составе семьи;
- о совместном проживании с умершим;
- об одиноком умершем;
- об иждивении;
- о замене паспорта.
ЕЖД объединяет все вышеперечисленные справки, но не отменяет их. Жильцы квартиры могут самостоятельно решить, нужно ли им оформлять ЕЖД или лучше – запрашивать отдельные справки.
Если человек предъявил единый жилищный документ (например, при оформлении пособий), то контролирующие инстанции не могут требовать продублировать сведения справками.
Есть ли сведения о правах собственности. Нет, в ЕЖД нет упоминания о правах собственности, поэтому она не заменяет выписку из ЕГРН или свидетельство о собственности на квартиру.
В каких ситуациях понадобится. Единый жилищный документ может понадобиться в самых разных ситуациях.
Единый жилищный документ содержит широкий спектр информации о квартире, которая нужна для заключения сделки или оформления госуслуги.
Таблица Когда нужен ЕЖД и в каких целях его оформляют
Жизненная ситуация | Цели получения ЕЖД |
Владелец продает квартиру (дарит, обменивает) | ЕЖД служит альтернативой для десятка справок: об отсутствии задолженности по ЖКХ или зарегистрированных в квартире лиц |
Участвует в программе по улучшению жилищных условий | Для подтверждения права на расселение и получения субсидий |
Оформляет наследство | Чтобы подтвердить факт совместного проживания с наследодателем для освобождения от госпошлины; либо в целях подтверждения иждивения |
Получение крупного кредита | Для передачи квартиры в залог |
Оформление льгот и субсидий | Для подтверждения соответствия критериям нуждаемости |
При устройстве ребенка в школу или детский сад
При замене паспорта на новый |
Для подтверждения прописки |
Как оформить единый жилищный документ
Кто может оформить единый жилищный документ. Запросить единый жилищный документ могут:
- собственники квартиры;
- зарегистрированные в квартире люди;
- родители ребенка младше 18 лет, его опекуны и попечители;
- представители собственника на основании нотариально заверенной доверенности.
Покупатель квартиры и соседи запросить ЕЖД без ведома владельца не вправе. Но документ выдадут по запросу прокуратуры, органов соцзащиты, правоохранительных органов и государственных инстанций.
Кто выдает единый жилищный документ. ЕЖД можно оформить в МФЦ «Мои документы», через ОЕРИЦ или онлайн на сайте мэра Москвы. Получение ЕЖД через госуслуги реализовано не во всех регионах.
Какие документы нужны. Для получения ЕЖД нужен только паспорт и заявление на получение услуги, а также доверенность на представителя. В некоторых ситуациях могут запросить дополнительные документы: свидетельство о смерти, о рождении детей до 14 лет.
Сроки оформления. В МФЦ документ выдадут в день обращения, при подаче через сайт мэра — ЕЖД будет доступен для скачивания в течение дня.
Сколько стоит. Единый жилищный документ выдадут бесплатно: госпошлина за него не предусмотрена.
Сколько действует ЕЖД. Единый жилищный документ действует не более 30-60 дней. Но сроки могут варьироваться в зависимости от цели. Например, для подтверждения прописки в квартире наследодателя сроки действия могут быть сокращены до 10 дней.
Когда в выдаче ЕЖД могут отказать. В предоставлении Единого жилищного документа откажут в следующих ситуациях:
- некорректно заполненная заявка;
- недостоверные сведения и фальшивые документы;
- обращение лица, которое лишено права на получение единого жилищного документа;
- предоставление неполного комплекта документов.
Краткое содержание
- Единый жилищный документ или ЕЖД – это официальный документ со сведениями жилищного учета. Сегодня форма действует не во всех регионах.
- Главный плюс единого жилищного документа – это то, что он заменяет десяток справок и экономит время на их получении.
- Единый жилищный документ используют при заключении сделок с недвижимостью, оформлении социальных льгот, получении кредита, устройстве детей в детский сад и школу и пр.
- Оформить ЕЖД можно бесплатно – документ выдадут или направят на электронную почту в день обращения.
- Обращаться за получением ЕЖД можно в МФЦ или через сайт Мэра Москвы.
- Стандартный срок действия ЕЖД – 30 дней.