Что такое единый жилищный документ на квартиру и где его получить в 2022 году

Недвижимость

Единый жилищный документ существенно упрощает жизнь продавца недвижимости, заемщика или наследника и экономит их время. Вместо того чтобы собирать 9  разных справок им достаточно оформить ЕЖД, который содержит исчерпывающую информацию о квартире.

Расскажем, как получить единый жилищный документ в 2022 году, в чем состоят преимущества и где его можно использовать.

Что такое единый жилищный документ и какие сведения он включает

Что это такое. Единый жилищный документ – это документ жилищного учета, совмещающий несколько справок о квартире, собственниках и зарегистрированных лицах.

Форму ввели в Москве в 2005 году в рамках проекта «Единое окно», направленного на упрощение получения сведений государственными инстанциями и гражданами. Сегодня некоторые российские регионы переняли опыт Москвы и также выдают ЕЖД.

Правовое регулирование. Регламент выдачи единого жилищного документа определяют местные власти. Например, в Москве административный порядок выдачи жилищных документов изложен в Приложении 2 к постановлению Правительства Москвы от 27 марта 2012 года №111-ПП.

Какие сведения содержит ЕЖД. Единый жилищный документ содержит следующую информацию:

  • номер документа и сроки действия;
  • информацию о получателе документа (реквизиты паспорта, ИНН, ФИО);
  • данные квартиры: тип жилья, количество комнат, площадь, сведения кадастрового учета;
  • номер лицевого счета (номер, баланс, дата открытия);
  • выписку из домовой книги;
  • данные о прописанных;
  • данные о жилищных льготах и приборах учета;
  • информацию о долгах по ЖКХ;
  • сведения о квартирах коммунального заселения;
  • ФИО должностного лица, которое выдало документ.

Форма единого жилищного документа

Как можно использовать единый жилищный документ

Какие справки заменяет ЕЖД.  Согласно п.2.3.2. Приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 27 марта 2012 года №111-ПП единый жилищный документ заменяет:

  • копию финансово-лицевого счета;
  • выписку из домовой книги;
  • копию карточки учета собственника квартиры;
  • справку о регистрации по адресу;
  • справку о составе семьи;
  • о совместном проживании с умершим;
  • об одиноком умершем;
  • об иждивении;
  • о замене паспорта.

ЕЖД объединяет все вышеперечисленные справки, но не отменяет их.  Жильцы квартиры могут самостоятельно решить, нужно ли им оформлять ЕЖД или лучше – запрашивать отдельные справки.

Если человек предъявил единый жилищный документ (например, при оформлении пособий), то контролирующие инстанции не могут требовать продублировать сведения справками.

Есть ли сведения о правах собственности. Нет, в ЕЖД нет упоминания о правах собственности, поэтому она не заменяет выписку из ЕГРН или свидетельство о собственности на квартиру.

В каких ситуациях понадобится. Единый жилищный документ может понадобиться в самых разных ситуациях.

Единый жилищный документ содержит широкий спектр информации о квартире, которая нужна для заключения сделки или оформления госуслуги.

Таблица Когда нужен ЕЖД и в каких целях его оформляют

Жизненная ситуация Цели получения ЕЖД
Владелец продает квартиру (дарит, обменивает) ЕЖД служит альтернативой для десятка справок: об отсутствии задолженности по ЖКХ или зарегистрированных в квартире лиц
Участвует в программе по улучшению жилищных условий Для подтверждения права на расселение и получения субсидий
Оформляет наследство Чтобы подтвердить факт совместного проживания с наследодателем для освобождения от госпошлины; либо в целях подтверждения иждивения
Получение крупного кредита Для передачи квартиры в залог
Оформление льгот и субсидий Для подтверждения соответствия критериям нуждаемости
При устройстве ребенка в школу или детский сад

При замене паспорта на новый

Для подтверждения прописки

Как оформить единый жилищный документ

Кто может оформить единый жилищный документ. Запросить единый жилищный документ могут:

  • собственники квартиры;
  • зарегистрированные в квартире люди;
  • родители ребенка младше 18 лет, его опекуны и попечители;
  • представители собственника на основании нотариально заверенной доверенности.

Покупатель квартиры и соседи запросить ЕЖД без ведома владельца не вправе. Но документ выдадут по запросу прокуратуры, органов соцзащиты, правоохранительных органов и государственных инстанций.

Кто выдает единый жилищный документ. ЕЖД можно оформить в МФЦ «Мои документы», через ОЕРИЦ или онлайн на сайте мэра Москвы. Получение ЕЖД через госуслуги реализовано не во всех регионах.

Какие документы нужны. Для получения ЕЖД нужен только паспорт и заявление на получение услуги, а также доверенность на представителя. В некоторых ситуациях могут запросить дополнительные документы: свидетельство о смерти, о рождении детей до 14 лет.

Сроки оформления. В МФЦ документ выдадут в день обращения, при подаче через сайт мэра  — ЕЖД будет доступен для скачивания в течение дня.

Сколько стоит. Единый жилищный документ выдадут бесплатно: госпошлина за него не предусмотрена.

Сколько действует ЕЖД. Единый жилищный документ действует не более 30-60 дней. Но сроки могут варьироваться в зависимости от цели. Например, для подтверждения прописки в квартире наследодателя сроки действия могут быть сокращены до 10 дней.

Когда в выдаче ЕЖД могут отказать. В предоставлении Единого жилищного документа откажут в следующих ситуациях:

  • некорректно заполненная заявка;
  • недостоверные сведения и фальшивые документы;
  • обращение лица, которое лишено права на получение единого жилищного документа;
  • предоставление неполного комплекта документов.

Краткое содержание

  1. Единый жилищный документ или ЕЖД – это официальный документ со сведениями жилищного учета. Сегодня форма действует не во всех регионах.
  2. Главный плюс единого жилищного документа – это то, что он заменяет десяток справок и экономит время на их получении.
  3. Единый жилищный документ используют при заключении сделок с недвижимостью, оформлении социальных льгот, получении кредита, устройстве детей в детский сад и школу и пр.
  4. Оформить ЕЖД можно бесплатно – документ выдадут или направят на электронную почту в день обращения.
  5. Обращаться за получением ЕЖД можно в МФЦ или через сайт Мэра Москвы.
  6. Стандартный срок действия ЕЖД – 30 дней.
Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Ваш юридический помощник
Задайте свой вопрос юристу