Без права выбора. Россияне могут лишиться возможности выбирать управляющую компанию

Недвижимость

Россияне могут утратить права выбора управляющей компании, но платить за услуги ЖКХ им придется больше. Об этом пишут Известия со ссылкой на текст Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ.  Разбираемся, для чего понадобились подобные изменения и кто от них выиграет.

Что случилось

Минстрой разработал «Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года».  Сейчас документ находится на стадии общественного обсуждения.

Стратегия, в частности, предусматривает, что полномочия по выбору управляющей компании планируют передать региональным операторам по управлению  жильем. Это новая структура, которую предложило создать министерство.

По сути смысл инициативы в том, что власти помимо фонда капитального ремонта хотят создать еще один общий фонд, который будут использовать для выплаты компенсации ущерба при авариях во многоквартирных домах.

Как сейчас выбирают управляющую компанию

Сейчас собственники самостоятельно выбирают управляющую компанию. Для выбора проводится общее собрание жителей, на котором за заключение договора с управляющей компанией должны проголосовать от 50% собственников (на основании ст.161 Жилищного кодекса).

В новостройках выбором управляющей компании  изначально занимается застройщик. Но после того, как все жильцы въедут, они могут сменить компанию, если она их не устраивает.

Кто будет выбирать управляющую компанию

Если инициатива обретет поддержку, полномочия по выбору управляющей компании от жителей перейдут к созданным региональным операторам.  Они будут выбирать управляющую компанию на основе открытого конкурса.

Преимуществами такой схемы называют в частности:

  • более качественные услуги за счет централизованного контроля за УК;
  • стимулирование выхода на рынок профессиональных компаний;
  • снижение рисков, что управляющая компания обанкротиться, а переведенные в ее адрес средства жильцов пропадут;
  • устраняются риски коммунального рейдерства, когда подписи жильцов за определенную УК на собрании подделывают.

Вполне вероятно, что власти не пойдут на столь радикальное изменение жилищного законодательства и не будут лишать жильцов права выбора управляющей компании. И тогда в задачи оператора войдет только предварительный отбор компаний для работы на региональном рынке или проверка УК на предмет соответствия требованиям лицензии, а конечный выбор останется за жителями дома.

Подобный более мягкий вариант реформирования сферы ЖКХ выглядит более предпочтительным. Ведь централизованный выбор управляющей компании создает дополнительные коррупционные риски, снижает конкуренцию в сфере управления мнгоквартирными домами и не стимулирует управляющие компании к качественному выполнению работы.

В случае если инициатива по лишению права жильцов на выбор управляющей компании будет принята, остается непонятным, как собственники смогут повлиять на УК, чтобы та выполняла свои задачи: оперативно ремонтировала сломавшийся лифт, устраняла аварии и короткие замыкания и пр. Сегодня жители могут просто сменить компанию, работой которой они не довольны. Возможно, в дальнейшем им придется обращаться к региональном оператору, чтобы тот смог повлиять на управляющую компанию, либо ждать аварии и получения компенсации за нее.

Почему ожидается рост платы за содержание жилья?

В спектр задач регоператора войдет не только отбор управляющей компании, но и возмещение ущерба от допущенных нарушений в ходе управления дома, которые привели к авариям.  При этом перед выплатой региональный оператор проверит, действительно ли имеются основания для компенсации причиненного ущерба.

Фактически получается, что ущерб будут возмещать за счет жителей (по крайней мере, о том, что для этих целей планируется использовать бюджетные деньги, в проекте не сказано). Средства в общий фонд для выплат компенсаций соберут с граждан: к сумме платы за содержание дома добавят дополнительный взнос, который перечислят  региональным операторам.

Этот новый взнос не следует путать с платой за капремонт – обязанность по его оплате сохраняется за гражданами, а размер платежа в ближайшее время может возрасти до 25% из-за роста стоимости стройматериалов. Также это не плата за текущий ремонт домов, который входит в содержание жилья. Поэтому ежемесячные платежи за услуги ЖКХ могут стать больше.

Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Ваш юридический помощник
Задайте свой вопрос юристу