Две клеточки сверху, три — между примерам, одна — между задачами… Тут взрослый то запутается в этих строчках-клеточках, не говоря о второкласснике. Зачем все это нужно, если не влияет на результат? Подскажите, имеет ли учитель право снижать оценку, если все решено правильно, работа выполнена аккуратно, но немного не так оформлено? Например, вместо трех клеточек пропущены две.
— Если кратко — учитель имеет право снижать оценку за оформление. Но он должен придерживаться правил, утвержденных на уровне школы.
Допускается ли снижение оценки за оформление
Школа имеет право самостоятельно определять формы текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся (на основании п.3 ст.28 273-ФЗ). Для этого она принимает внутренние локальные документы, которые регулируют правила оценивания (на основании п.1 чт.30 273-ФЗ).
В частности, в них должны найти отражение критерии оценивания и созданы рабочие программы по каждому изучаемому предмету.
❗ То есть единых правил для всей России, которых должны придерживаться школы, нет.
Положение об оценивании должно содержать указания, как учитываются нарушение правил оформления при выставлении оценки. Иными словами отступ трех клеточек вместо двух, действительно, может повлиять на оценку, если это предусмотрено внутренними документами.
➡️ Не выполнять внутренние положения школы педагог не может.
Обычно в положении об оценивании разделяют три группы ошибок:
❇️ грубые;
❇️ негрубые;
❇️ недочеты.
❗ Ошибки в оформлении наряду с небрежным выполнением работы, зачеркиванием и исправлениями относят к мелким недочетам.
Они не могут приводить к равноценному снижению оценки, как и орфографическая ошибка или ошибка в вычислениях (иначе ученику вообще нет стимула исправлять замеченную вовремя ошибку, если это приведет к такому же снижению балла).
Вот пример из Положения об оценивании, в котором неряшливое оформление может приводить к снижению оценки, но с ограничениями:
А вот другое Положение, где сказано, что за оформление оценка не снижается, так как это субъективный критерий оценивания:
Зачем вообще снижать оценки за оформление
По поводу того, стоит ли снижать оценки за оформление уже долго спорят психологи и учителя. Первые акцентируют внимание на том, что детям приходится уделять избыточное внимание второстепенным вещам (ориентироваться на форму, а не содержание) и это повышает уровень стресса и снижает мотивацию к учебе (особенно если выполнено правильно, а оценку снизили).
А учителя считают, что ошибки в оформлении не всегда такие уж безобидные.
❇️ Во-первых, правильное оформление — это про дисциплину, правила приучают детей к самоконтролю и внимательности.
Учителя признаются, что не знают, как еще мотивировать детей правильно оформлять работу, кроме как снижением оценок — но в будущем сами дети скажут им «спасибо».
❇️ Во-вторых, они готовят к правильному оформлению документов, а также статей и рефератов — в будущем. К тому же детям предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ — и в них требования к оформлению весьма жесткие и никто не будет идти навстречу выпускнику и пересматривать балл из-за несоблюдения правил оформления.
❇️ Во-третьих, могут сигнализировать учителю о таких проблемах у ученика как дисграфия или плохое зрение и пр.
Что делать родителям, если они считают, что учитель слишком строго оценивает оформление
Первоначально родителям стоит изучить принятое школой Положение об оценивании. Там будет вся необходимая им информация о том, чем должен руководствоваться учитель при выставлении отметок.
Ознакомиться с положением можно на сайте школы или запросить его в администрации. Родителям обязаны предоставить все внутренние документы по запросу, более того, это в интересах самой школы — чтобы устранить все недопонимания и исключить конфликтные ситуации.
➡️ Если учитель слишком строго оценивает оформление работы, то родители имеют право на защиту прав и интересов своего ребенка на основании ст.45 273-ФЗ.
Для этого они могут побеседовать с учителем и изложить свои аргументы — например, что у ребенка снижается мотивация правильно выполнять работу из-за излишнем внимании на оформлении.
➡️ Также можно обратиться к директору, приложив письменные работы своего ребенка (при наличии — мнение стороннего специалиста) и сообщив о том, на что родитель претендует.
Также возможно имеет смысл обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или вынести вопрос на рассмотрение родительского комитета.
Если ситуацию решить не удается, возможно, есть смысл поменять учителя.