Новый порядок оплаты больничных листов в 2021 году в связи с переходом на прямые выплаты от ФСС

Компенсации и пособия

С 2021 года больничные листы оплачиваются напрямую из ФСС на карту работника без посредников. Как это повлияло на порядок оплаты больничных листов для работника и его работодателя? В какие сроки ждать оплату по больничному работнику? И что делать, если пособие так и не пришло на карту? На все эти вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Прямые выплаты от ФСС:  правовое регулирование, цели перехода

До 2021 года проект «Прямые выплаты» от ФСС имел статус эксперимента и действовал не во все России. С 2021 года к программе присоединились оставшиеся неохваченными регионы (на основании Постановления Правительства от 21.04.2011 №294 «Об особенностях финансового обеспечения…»):

  • Москва и Санкт-Петербург;
  • Московская, Свердловская, Челябинская обл.;
  • ХМАО;
  • Краснодарский, Пермский край;

Сущность проекта «Прямые выплаты» состоит в том, что пособие платит не работодатель, а сам фонд социального страхования. Это значит, что работнику поступают деньги на карту напрямую из бюджета.

Переход на прямые выплаты от ФСС преследовал две основные цели:

  1. Исключить дублирующие звенья в цепочке перевода больничного. Раньше работодатель оплачивал листы нетрудоспособности из собственных средств, а затем подавал заявление на компенсацию этих затрат из ФСС. Теперь компании могут не извлекать средства из оборота для выплаты пособий, тем самым повышая свою финансовую устойчивость.
  2. Повысить стабильность для работников. Новая схема гарантирует, что работник получит выплату по больничному листу независимо от финансового положения работодателя. Раньше нередко возникали задержки при выплате пособия, вызванные арестом или блокировкой счетов компании, недостатком средства на счету и пр.

Получение больничного со стороны работника

Общая схема выплаты больничного в 2021 году

Для работника, который болел, схема оформления пособия фактически не изменилась. Ему, как и раньше, нужно обратиться к работодателю с листком нетрудоспособности, а также написать заявление с указанием реквизитов для перевода и способа получения пособия.

Работник должен передать документы для выплаты пособия в течение полугода после выдачи ему больничного, иначе он утратит право на выплату. Правда, ФСС может продлить сроки обращения за пособием, если сочтет причину пропуска сроков уважительной.

Правила оплата больничного листа после перехода на прямые выплаты ФСС
Маршрут больничного листа работника для получения пособия

Неизменными остался и порядок начисления больничного: в 2021 году работнику заплатят за весь период болезни, исходя из среднедневного заработка.

После получения листка нетрудоспособности работодатель оплатит работнику свою часть пособия и затем передаст документы в ФСС для выплаты остатка.

Размер больничного в 2021 году

Больничные листы листа в 2021 году рассчитывают по старым правилам на основании трех показателей:

  • среднедневного заработка за предыдущие два года;
  • длительности болезни;
  • трудового стажа.

Размер компенсации напрямую зависит от трудового стажа работника:

  • со стажем менее 5 лет работнику вернут 60% от его среднего заработка;
  • 5-8 лет – 80%;
  • более 8 лет – 100%.

Но в 2021 году начнет действовать одно важное изменение при расчете больничных листов, которые затронет работников с низкими доходами. Теперь размер месячного больничного не может быть менее МРОТ.

Для расчета минимальной оплаты дня болезни актуальный размер МРОТ делится на количество дней в месяце. В 2021 году минимальный заработок для расчета больничного с учетом МРОТ в 12792 р. составит:

  • 426,4 р. – если в месяце 30 дней;
  • 412,65 — если 31 день;
  • 456,86 – если 28 дней.

Есть и верхний лимит – один день болезни не может стоить больше чем 2434,23 р. В таком размере больничные оплатят сотрудникам со средней зарплатой 70 тыс.р., а те, то получает больше  — потеряют в деньгах при нахождении на больничном.

Что изменилось для работника из-за перехода на прямые выплаты

Для работника изменения порядка оплаты больничных листков найдут отражение в следующих моментах:

  1. Работник вправе выбрать способ получения больничного: на банковский счет, карту «МИР» или почтовым переводом.
  2. Ему более не потребуется писать заявление на пособие по временной нетрудоспособности – достаточно будет предъявить больничный лист (правда, нововведение будет действовать с 2022 года).
  3. Сотрудник может на свое усмотрение оформить бумажный или электронный формат больничного листа.
  4. Он получит компенсацию по больничным листкам в два этапа: за первые три дня от работодателя в день зарплаты, остальные средства – от ФСС в течение 10 дней после передачи документов. Но если работник был на карантине или оформляет пособие, так как сидел с больным ребенком, то всю сумму ему выплатят из бюджета.
  5. В справке 2-НДФЛ будет значиться только пособие, выплаченное по месту работы. Для подтверждения доходов в полном объеме потребуется запросить дополнительные документы в ФСС.

Когда нужно обращаться напрямую в ФСС для получения пособия

В п.7 Постановления Правительства №2375 приведены две ситуации, когда работнику следует передать листок нетрудоспособности напрямую в ФСС, минуя работодателя, среди которых:

  • прекращение деятельности работодателя: ликвидация компании или ИП;
  • невозможность установить местонахождение работодателя.

Чтобы самостоятельно оформить компенсацию по больничному листу необходимо предоставить в ФСС по месту регистрации работодателя:

  • заявление;
  • больничный лист;
  • трудовая книжка;
  • справка о сумме заработка, которая послужит основой для начисления пособия.

Как изменился порядок назначения больничного со стороны работодателя

В модели «Прямых выплат» от ФСС за работодателем закрепили следующие задачи:

  • проверка предоставленных листков нетрудоспособности;
  • передача полученных больничных листов в ФСС;
  • возмещение ФСС излишне выплаченных сумм пособия, если эта переплата произошла из-за передачи недостоверных (неполных) сведений работодателем;
  • соблюдение сроков при передаче документов и выплате своей части пособия.

Схема и сроки оплаты больничного листа в 2021 году

Процедура оплаты больничного состоит из нескольких этапов:

  1. Компания-работодатель получает заявление от работника и листок нетрудоспособности.
  2. Передает в фонд заявление по форме, утвержденной ФСС в Приказе от 2017 года №578 (скоро его заменит другой документ – реестр сведений о лицах, которым будет начислено пособие). Заявление содержит указание на продолжительность нетрудоспособности работника и его банковские реквизиты. К нему прилагается сам больничный лист и справка о среднем заработке с предыдущего места (при необходимости). На отправку заявления в ФСС у работодателя есть не более 5 календарных дней.
  3. Работодатель оплачивает работнику свою часть больничного листа. На расчет и начисление пособия у компании будет 10 календарных дней (на основании ст.15 255-ФЗ). Сама компенсация выплачивается в ближайший день выдачи зарплаты.
  4. У ФСС также будет 10 календарных дней на проверку листка нетрудоспособности и начисление пособия. Сроки отсчитываются со следующего дня после поступления документов от работодателя.
  5. При положительном решении о выплате пособия ФСС перечислит его на карту работника в течении 2 рабочих дней.

По статистике ФСС производит выплаты с опережением графика:  на перевод пособия на карту в фонде уходит не более 5 дней.

Ответственность работодателей за нарушение сроков оплаты больничного листа

Хотя с работодателей сняли ответственность по оплате больничного листа, они как и раньше должны следить за сроками перевода. При несоблюдении сроков компании грозят крупные штрафы.

Работодатель обязан оплатить работнику больничный лист по ст.183 Трудового кодекса. Если он не исполнит свою обязанность, то нарушит трудовое законодательство. Ответственность за это предусмотрена ст.5.27 Кодекса об административных правонарушениях:

  • для юрлица – штраф до 50 тыс.р.;
  • для работодателя – до 5 тыс.р.;
  • для должностного лица – до 20 тыс.р.

Штраф работодатель перечислит в бюджет, а самому работнику он должен выплатить компенсацию за нарушение сроков оплаты по правилам ст.236 Трудового кодекса.

Кроме того, если работодатель не платил пособия более 3 месяцев из корыстных мотивов, то это уже основание для возбуждения уголовного дела по ст.145.1 Уголовного кодекса.

Также в ближайшее время в законодательстве  об обязательном социальном страховании (на основании Проекта Федерального закона №1062568-7)  появятся дополнительные штрафы для работодателей, нарушающих сроки и порядок назначения и выплаты пособий:

  • 200 р. за каждый непредоставленный документ;
  • в 20% от суммы излишних расходов ФСС на выплату пособия, но не более 5000 р. и не менее 1000 р. (помимо этого излишние расходы предстоит вернуть в ФСС);
  • 5000 р. – за нарушение сроков предоставления сведений.

Что делать, если пособие по нетрудоспособности не пришло: памятка работнику

Если пособие от ФСС так и не пришло в установленные сроки, то у фонда должна быть для этого веская причина. Задержка поступления больничного пособия может быть связана с:

  • допущенными ошибками работодателем при передаче сведений в ФСС;
  • некорректным заполнением больничного листа медицинской организацией;
  • блокировкой банковской карты работника;
  • устаревшими персональными данными в банке, в который было перечислено пособие;
  • некорректным заполнением сведений в заявлении на перевод компенсации.

Работник может получать информацию о выплатах от ФСС в личном кабинете застрахованного лица.

Проверка статуса больничного в личном кабинете ФСС
Использование личного кабинета ФСС для проверки статуса больничного листа

После авторизации в сервисе с использованием портала госуслуги здесь будет доступна информация обо всех поступивших документах в ФСС, исполненных платежах и других статусах обработки листа нетрудоспособности (документ загружен, рассчитан или оплачен).

Еще один способ для проверки статуса — использование специального мобильного приложения «Социальный навигатор».

В случае если информация о выплаченном больничном в личном кабинете не отображается, необходимо уточнить у работодателя передал ли он документы.

Фонд может гарантировать своевременную выплату пособия лишь в случае, если работодатель своевременно и в полном объеме передал сведения.

Если же компания подтвердит, что передала все сведения в ФСС, то можно обратиться в сам фонд для консультации по телефону горячей линии 8(800)302-75-49. Перед тем, как звонить нужно заранее подготовить СНИЛС и номер больничного.

Если фонд утверждает, что перечислил деньги, стоит обратиться в банк для уточнения статуса платежа и причины его непоступления на счет.

Краткое содержание

  1. С 2021 года все регионы перешли на практику прямых выплат от ФСС. Теперь фонд переводит деньги на карту работников, минуя посредничество работодателя.
  2. Процедура оформления больничных листков со стороны работников практически не изменилась: они по-прежнему должны обращаться к работодателю с комплектом документов. Сделать это нужно в течение полугода, иначе право на выплату они утратят.
  3. Работодатель обязан начислить свою часть пособия за первые три дня болезни в течение 10 дней после получения больничного. Нарушение сроков оплаты грозит компании штрафами до 50 тыс.р.
  4. Документы для оплаты больничного листа работодатель должен передать не позднее чем через 5 рабочих дней.
  5. ФСС должен рассчитать и выплатить свою часть пособия в течение 10 дней.
  6. Если компенсация не поступила, работник может обратиться за консультацией к своему работодателю, в банк или непосредственно в ФСС.

Дарья Симонова

Бухгалтер, индивидуальный предприниматель. Обладаю экспертными знаниями в области бухгалтерского, налогового учета, финансового анализа и бюджетирования.

Оцените автора
Ваш юридический помощник
Задайте свой вопрос юристу

Adblock
detector