— Дочка перешла в пятый класс и за это время я убедилась, что современная школа ничему не учит и даже не пытается создать видимость этого. Что ни урок – контрольная, самостоятельная, тест, защита проекта. А когда детям вообще объясняют новый материал? Получается дома мама с папой или репетитор должны объяснить новую тему, а задача учителя – только проверить как они поработали? Это сейчас везде так или только нас так не повезло?
— Проблема избыточных контрольных работ в российских школах беспокоит не только Вас. Согласно опросам более 72% родителей полагают, что их количество нужно сокращать. На сложившуюся ситуацию в свое время обращали внимание Рособрнадзор, Госдума и даже президент. Депутаты отмечали, что детям стало некогда учиться – их постоянно проверяют.
Хотя есть и те, кто, напротив, полагает, что чем больше контрольных, тем лучше – так школьники постоянно пребывают «в тонусе» и это способствует более качественному обучению. Конечно, если только контрольная проводится по тому, что дети прошли ранее на уроках, а не включает вопросы, переданные на самообучение, или ответов на которые нет даже в учебниках.
Спорить по данному вопросу можно бесконечно – попробуем разобраться, как регулируется количество контрольных работ на законодательном уровне.
Почему в школах так много контрольных
Понятно, что мечта школьников «Взять и отменить все контрольные» неосуществима. Контроль знаний необходим. Но только дозированный и без злоупотреблений.
❗ Сейчас же по оценкам Рособрнадзора до 35% учебного времени по предмету в школах тратят на проведение проверок.
Чаще всего дети слышат «убираем все стола и достаем листочки» на уроках:
➡️ русского (на каждом 5 уроке);
➡️ математики (на каждом 4);
➡️ биологии (на каждом 3);
➡️ химии и физике (на каждом 4).
Согласно проведенным исследованиям, Россия лидирует по количеству проверочных работ в мире. Так, большинство опрошенных детей в Норвегии, Японии, Австралии пишут контрольные по математике раз в год или в крайнем случае – раз в месяц. Российские школьники могут о таком только мечтать. И в этой связи возникают вопросы: делает ли это полученное образование более качественным – вряд ли, повышает ли уровень стресса и усталость от чрезмерной нагрузки среди детей – 100%.
Как именно проверять полученные знания, решает школа и утверждает формы и периодичность проверок во внутренних документах (на основании ст.28 273-ФЗ).
Но ведь помимо внутришкольных есть еще региональные и федеральные проверочные работы. Учителя может быть и рады сократить количество проверок, но спускаемые им сверху различные «диагностические мероприятия» этого сделать не дают.
Вот и получается, что контрольные множатся как снежный ком: после каждого модуля (темы) в учебнике есть раздел «Проверь себя», в завершении каждой четверти подводятся итоги освоения материала; в регионах вдруг решают проверить знания учеников по определенным предметам, а на федеральном уровне – провести ВПР (а ней же еще нужно подготовиться и провести несколько тестовых работ).
В Рособрнадзоре планируют в ближайшее время выпустить регламент проведения проверочных работ и обязать регионы согласовывать свои внутренние проверки знаний с федеральным центром. И тот уже сделает свой вывод об их целесообразности.
Сколько контрольных работ может быть в день
Старый СанПин, который действовал до 2021 года, требовал, чтобы в день у школьника не было более 1 контрольной работы. Не должно было быть такого, что с утра школьник написал контрольную по математике, потом лабораторную по химии, а в завершении – диктант по русскому. Но…в новом СанПине проведение контрольных работ никак не нормируется.
Но в том же 2021 году Рособрнадзор выпустил рекомендации, согласно которым не допускается более 1 контрольной в день. На проведение проверочных работ накладываются также дополнительные ограничения:
✅ их нельзя проводить на первых и последних уроках (то есть, когда дети еще «спят» или уже «устали»);
✅ лучше проводить – во вторник и среду (в понедельник и пятницу – не рекомендуется);
✅ не рекомендовано проведение контрольных с использованием ксерокопий.
Такие рекомендации призваны сделать процесс оценивания более объективным: чтобы дети могли продемонстрировать реальный уровень знаний.
Ведь в этом и состоит цель проверочных работ, а не в том, чтобы раздать на родительском собрании кипу тетрадок с двойками, укорив родителей «вот посмотрите кого вы вырастили – лентяев и двоечников».
Стоит учитывать, что ограничения касаются именно контрольных работ. Что считать контрольной работой и в чем ее отличия от других форм проверки ФЗ-273 «Об образовании» не говорит. Предполагается, что это проверочное мероприятие, которое занимает весь урок* и не предполагающее использование справочных материалов (*по рекомендациям Рособрнадзора контрольная занимает не менее 30 минут, если меньше – это обычная проверка).
А вот другие формы проверки (небольшие тесты, словарные и арифметические диктанты, проверочные работы, ответ у доски) не считаются контрольной работой. Они нужны учителю, что удостовериться, что дети усваивают материал.
Оценки за такие работы могут не идти в журнал или иметь меньший вес при оценивании, чем контрольная работа при выставлении четвертных оценок.
Спорные оценки: 3,5 балла=4 или 3? По каким правилам в школе выставляют оценки за четверть и за год
Сколько контрольных работ может быть в четверти/году
Рособрнадзор дал рекомендации школам проводить оценочные процедуры по одному предмету не чаще 1 раза в 2,5 недели.
❗ При чем в процессе обучения приоритет должен быть сделан не на проверке знаний, а на изучении предмета. Странно конечно, что Рособрнадзор должен вообще акцентировать на этом внимание — вроде как вполне очевидно, что для того, чтобы что-то проверять школа изначально должна этому научить.
Ведомство рекомендовало уделять 90% учебного времени освоению нового материала и лишь 10% должно приходиться на оценочные работы.
В российских школах часто все перевернуто с ног на голову: часы, которые должны быть потрачены на изучение темы, закрепление материала, работу с отстающими или отработку сложных тем, тратятся на контрольные работы (соотношение обучение/контроль приводится в пропорции 65%/35%).
А ответственность за то, что школьники не усвоили материал перекладывается на кого угодно, только не на того, кто должен был научить. И родителям с детьми, оставшись один на один с проблемой, остается нанимать репетиторов. Возникает парадоксальная ситуация:
Дети после школы занимаются с репетиторами, чтобы утром пойти в школу, где проверят, чему их научил репетитор.
Кроме того, что немаловажно Рособрнадзор рекомендовал уделять время на проведение работы над ошибками, подведение итогов и анализа результатов. При чем освоение материала на уроках, согласно рекомендациям контролирующих инстанций, не должно сводиться к механическому многократному повторению однотипных заданий для подготовки к контрольным.
Чтобы снизить нагрузку на школьников Рособрнадзор рекомендовал также заранее составлять график проведения контрольных работ и размещать его на официальном сайте школы в начале учебного года или полугодия.
Мнения учителей относительно необходимости сократить время на контрольные разделились. Критично настроены учителя по предметам, на которые отводится мало часов.
Например, по обществознанию в год есть 34 часа – 10% от учебной нагрузки это всего 3 часа на контрольные. То есть их можно проводить даже не каждую четверть.
Куда жаловаться на чрезмерное количество контрольных работ
Для начала – следует обсудить сложившуюся ситуацию с классным руководителем. Но нужно учесть, что закон также защищает учителя от вмешательства в его профессиональную деятельность, поэтому он не обязан учитывать мнение родителей, если считает его необоснованным.
Если школа не придерживается рекомендаций по проведению контрольных работ, родители могут обратиться с жалобой в Рособрнадзор. С этой целью контролирующая инстанция даже организовала работу специального ящика grafik_kr@obrnadzor.gov.ru, куда можно передать информацию об избыточных проверочных или контрольных работах в школе.
Если имеет место нарушение санитарных норм и правил, то можно также подать жалобу в Роспотребнадзор.
Наказание за чрезмерные проверки могут понести как администрация школы или конкретный учитель (в зависимости от того, от кого исходила инициатива), а если они просто исполняли предписание сверху – то муниципальные или региональные органы управления образованием.
➡️ В завершении хотели бы предложить Вам пройти небольшую проверочную работу по русскому языку.
От какого глагола происходит существительное «учитель»:
а) «учить»;
б) «проверить»;
в) «оценить».
😊Делитесь своими вариантами в комментариях!