Учительница завалила моего ребенка тройками и все из-за неразборчивого почерка. Сын учится в третьем классе. Он решает все примеры и пишет упражнения по русскому без ошибок, но выше чем «четыре с минусом» или «тройки» она ему не ставит. Мол почерк неаккуратный, буквы заезжают за поля и пр. У ребенка уже пропало всякое желание учиться – какой смысл стараться, если все равно тройку поставят. Хочу пойти поговорить с учителем и как-то повлиять на нее. На какие законы, которые регулируют выставление оценок, я могу ссылаться?
— Действительно, многие родители считают, что почерк – это неважно и является индивидуальной особенностью ребенка (про тех, кто пишет, как курица лапой в шутку говорят «будущий врач растет»).
Да, снижение оценок за отклонение почерка от каллиграфического не допускается. Но учитель может учитывать аккуратность оформления работы при выставлении отметки.
Рассказываем, что можно предпринять родителям детей, которые неразборчиво или неаккуратно пишут и из-за этого получают плохие оценки.
Чем родителям руководствоваться в споре
Базовый федеральный закон «Об образовании» не регулирует правила выставления оценок. Разработано методическое письмо Минобразования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Но оно не носит обязательного характера и является лишь рекомендацией. Тем не менее, многие школы опираются именно на него при разработке собственных критериев оценок и родители могут на него ссылаться в беседе с учителем или директором.
Так вот в этом письме не упоминается почерк, а ошибкой в русском языке считается «нарушение правил написания слов, включая пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах», в математике – «неверные вычисления».
Как именно оценивать учащихся, школа решает самостоятельно. Для этого она утверждает внутренние документы, содержащие четкие критерии выставления оценок.
❗Чтобы удостовериться, что учитель не имеет права снижать оценки за неразборчивый почерк, необходимо изучить действующее в школе Положение о системе оценивания. Оно должно быть размещено на сайте школы или предоставлено для ознакомления в администрации по требованию родителя.
Вряд ли вы найдете в Положении о системе оценивания пункт, который разрешает школе снижать оценки за почерк и ставить пятерки только учащимся с «хорошим почерком». Ведь проверяющий в таком случае может быть не совсем объективным и критерии оценивания становятся непрозрачными (а это всегда создает почву для конфликтных ситуаций).
Да и требовать каллиграфического почерка в работах по русскому языку и тем более по математике – было бы странно. Вот если это урок чистописания или каллиграфии – тогда понятно, за почерк можно снижать баллы.
Если в критериях выставления оценок нет ничего связанного с почерком или аккуратностью оформления и отметки должны стоять за правильность выполнения работы, то учитель снижает баллы неправомерно.
Но в некоторых школах разрешается снижать отметку на балл «за общее впечатление» учителя от работы и требуется учитывать каллиграфический навык. Так, снизить оценку могут за 2-4 неаккуратных исправления, небрежное оформление, отсутствие красных строк, плохо читаемый текст.
Еще стоит учесть, что не все тетрадные оценки выставляются в журнал и влияют на оценку за четверть или триместр. Поэтому родителям может и не имеет смысла сильно переживать за четверку и тройку за небрежную классную или домашнюю работу.
В каких случаях учитель имеет право снижать оценку за почерк
Аргументы родителей о том, что главное ЧТО написал ребенок, а не КАК, справедливы лишь частично. В некоторых случаях учитель имеет все законные основания снижать оценки за недочёты в письменной работе:
1. Ребенок неправильно соединяет и пишет буквы. И вот, например, «о» превращается в «а», «ы» в «и», «л» в «м». Это не безобидный недочет, а самая обычная ошибка, которая влечет за собой минус балл.
2. Невнимательность. Если ребенок пропускает на письме буквы, слоги, «забывает» целые слова или предлоги – это также грамматическая ошибка.
3. «Грязь», исправления и зачеркивания. За 4-5 зачеркиваний оценку могут снизить на балл, а в таком виде работы как контрольное списывание исправлений и вовсе быть не должно.
4. Неправильное оформление. Отсутствие «красной» строки, количество клеток между столбиками, отступов после домашней или классной работы.
5. Почерк настолько неразборчивый, что проверить работу невозможно.
Кстати, учителя тоже могут проверить – если проверяющие увидят пятерку за работу с множеством помарок, исправлений и ошибок, то к нему возникнут вопросы.
Что делать родителям
Если ребенку постоянно снижают оценки за почерк и они подозревают учителя в предвзятом отношении, стоит действовать следующим образом:
1. Для начала – поговорить с учителем. Может быть, она считает, что снижая оценки за почерк, она тем самым мотивирует ребенка больше стараться. Вы можете привести свои аргументы и рассказать, что принимаемые меры дают обратный эффект и у ребенка пропадает желание стараться из-за низких оценок.
Вполне вероятно, что в рамках беседы вы сможете прийти с учителем к компромиссному решению. Но помните, что у учителя также есть право на свое мнение — свободу преподавания и невмешательства в профессиональную деятельность (на основании ст.45 273-ФЗ), поэтому он не обязан прислушиваться к аргументам родителей.
2. Если учитель не идет на контакт или не может никак аргументировать снижение оценок – стоит подать жалобу директору или обратиться в комиссию по урегулированию споров (она должна быть организована в школе).
На беседу с директором стоит прийти вооружившись доказательствами – тетрадками с несправедливыми оценками и ссылками на соответствующие пункты Положения об оценивании. Обычно администрация школы не хочет скандала и стремится уладить конфликт учителя с родителем.
3. Если и директор не захочет решить проблему — можно подать жалобу в департамент образования и потребовать разъяснить соблюдение школой критериев оценивания (на основании ст. 45 273-ФЗ). Здесь обязаны рассмотреть обращение родителя и предоставить ответ в 30-дневные сроки.
Наконец, есть радикальный вариант – сменить учителя или школу. Быть может у другого педагога будет более лояльное отношение к почерку. Все же интересы ребенка должны быть в данном случае в приоритете.