С какими заболеваниями не пустят на борт самолета

Медицинское право

Полет на самолете – это всегда стресс для организма. Состояние здоровья пассажиров занимает одну из ключевых ролей при организации перелетом. Ведь человек с серьезными заболеваниями может попросту не перенести перегрузки в полете, а носитель вирусной инфекции – заразить всех окружающих.

Рассмотрим, с какими заболеваниями могут не пустить на борт и какие еще особенности нужно учесть перед перелетом.

Правовое регулирование

Особый запрет на перевозку пассажиров с заболеваниями не предусмотрен. Согласно п.108 Федеральных авиационных правил «Общие правила  воздушных перевозок пассажиров»  пассажир должен самостоятельно определить, может ли он пользоваться воздушным транспортом, с учетом состояния своего здоровья. Причем, не стоит забывать, что при перелете человек несет ответственность не только за свое здоровье, но и – других пассажиров на борту.

Если у пассажира серьезное или инфекционное заболевание и персонал авиакомпании посчитает, что болезнь представляет угрозу для окружающих, его вправе не пустить на борт (согласно пп.3 п. 1 ст.107 Воздушного кодекса РФп.230 ФАП ). Поэтому приходить на рейс с сильным недомоганием, которое заметно окружающим, очень рискованно.

По п.227 ФАП болезнь пассажира является основанием для отказа от перевозки при наличии документально подтвержденных медицинских противопоказаний на дату вылета.

Стоит учитывать, что авиакомпании могут устанавливать собственные правила перевозок, которые не должны противоречить общим правилам и ухудшать уровень обслуживания пассажиров (по п.2 Воздушного кодекса РФ).

Можно ли вернуть деньги за перелет. Если человек заболел перед вылетом, то деньги за поездку можно вернуть до окончания регистрации без денежных потерь (согласно п.2 ст.108 Воздушного кодекса РФ). Перечень документов для подтверждения болезни нужно уточнить у перевозчика (по п.227 ФАП). Обычно это листок нетрудоспособности и копия лицензии медицинской организации.

С какими болезнями могут не пустить на борт

При планировании перелетов стоит учитывать медицинские противопоказания и правила перевозчиков.  Последние могут ограничивать перемещение лиц, имеющих патологии по здоровью.

Абсолютными медицинскими противопоказаниями для перелетов являются:

  • гипертоническая болезнь (высокое артериальное давление);
  • муковисцидоз;
  • нарушение сердечного ритма;
  • перенесенный инсульт или инфаркт миокарда;
  • подозрения на хирургическую патологию;
  • обширные гнойные заболевания;
  • полиорганная недостаточность.

Другие заболевания являются относительными противопоказаниями и допустить к перелету пассажира могут, хотя и с некоторыми ограничениями. В их числе:

  • тромбоз вен;
  • анемия (при гемоглобине ниже 75 г/л возрастает риск развития гипоксии);
  • артериальная гипертензия
  • бронхиальная астма;
  • ЛОР-заболевания – хронические гаймориты и синуситы;
  • ОРВИ;
  • пневмония;
  • пациенты на гемодиализе, с хроническим нарушением сердечного ритма, с сочетанными травмами;
  • с психическими расстройствами (может развиться пневмония);
  • с рисками кровотечений;
  • после химиотерапии и лучевой терапии;
  • после хирургических вмешательств.

При выявлении инфекционных заболеваний перед полетом стоит дождаться не только исчезновения симптомов, но и окончания инкубационного периода:

  • при гриппе, ОРВИ и скарлатине — 7 дней;
  • при ветрянке, краснухе, паротите — 21 день;
  • при менингококке — 10 дней;
  • при вирусном менингите — 7 дней;
  • при кишечной инфекции — 7 дней;
  • при энтеровирусной инфекции — 10 дней;
  • при коронавирусной инфекции — 7 дней.

Любой отказ в перелете по состоянию здоровья должен быть мотивирован. В аэропорту пациенту должны предоставить возможность пройти независимое обследование для определения его реального состояния.

Чтобы обезопасить себя от рисков невылета нужно взять с собой медицинские документы, подтверждающие отсутствие противопоказаний для перелета.

Частные случаи

Пустят ли на борт беременную. Авиакомпании опасаются, что полет может спровоцировать преждевременные роды, поэтому ограничивают перевозку беременных женщин. В большинстве авиакомпаний разрешают летать без справки от врача до 28 недель. Другие – разрешают перелеты до 36 недель (до 32 – при многоплодной беременности).  Например, такие ограничения есть в а/к Победа, Россия, Аэрофлот.

Если пассажирке необходим перелет на более позднем сроке, то авиакомпания может запросить заключение и разрешение на перелет от врача, наблюдающего беременность. Срок давности справки от врача не превышает 7 дней.

Будущую маму могут попросить заполнить декларацию об освобождении авиаперевозчика от ответственности за потенциальные последствия перелета.

Человека с травмой. Пассажиру с переломом летать можно. Главное, чтобы с момента гипсования прошло не менее суток (в первые 24 часа возрастают риски тромбозов).  Но при наличии медицинского заключения перелет могут разрешить в любом случае.

Если для перевозки пассажира с травмой требуется переоборудовать салон самолета и создать специальные условия, то об этом нужно заранее оповестить перевозчика: как минимум за 48 часов. При травме руки предварительное уведомление не нужно.

Если гипс наложен на одну или обе ноги, пассажира могут попросить оплатить дополнительные места, так как из соображений безопасности ноги не допускается размещать в проходе.

С температурой. Сейчас в каждом аэропорту установлены тепловизоры и при температуре свыше 37 градусов на борт могут не пустить (для сравнения – в Китае верхний порог составляет 37,3 градуса, в мире – 38). Перед тем как запретить полет пассажир пройдет медицинский осмотр, где учтут не только температуру, но и другие симптомы. По результатам ему выдадут заключение – может ли он лететь или нет.

Нужно ли соблюдать масочный режим.  Масочный режим отменен на большинстве рейсов, но может сохраняться в некоторых российских регионах. Информацию о действующих правилах в пункте назначения стоит узнавать до вылета.

Инвалида. При перевозке инвалидов нет никаких ограничений, но все зависит от диагноза. Если пассажира сопровождает собака-поводырь, то ее разрешают провозить в салоне бесплатно сверх нормы ручной клади. У пассажира могут попросить документы, подтверждающие инвалидность и прохождение собакой специального обучения.

Согласно п.109 ФАП перевозка недееспособных граждан происходит по ходатайству родственников, усыновителей и опекунов в сопровождении совершеннолетних, которые гарантируют безопасность окружающих лиц.

По п.110 ФАП перевозка больных на носилках происходит с предоставлением дополнительных мест на борту с внесением платы, предусмотренной перевозчиком.

Инвалида-колясочника. Инвалиду-колясочнику на борту самолета обязаны бесплатно предоставить кресло-коляску для передвижения (по ст.106.1 Воздушного кодекса РФ). При бронировании билета нужно сообщить о нуждаемости в дополнительных услугах: в частности, в сопровождающем, концентраторе кислорода, медицинском оборудовании, в плечевых ремнях и пр.

Чрезмерно полного человека. Российские авиакомпании не ограничивают полных людей в перелетах. Более того, законодательно нет официального определения, кого именно считать избыточно полным человеком —  с каким весом или ИМТ.

Западные авиакомпании решают вопрос с полными людьми по разному: в одних требуют купить второй билет, если талия превышает установленную норму; в других – увеличивают стоимость перелета пропорционально весу, в третьих – не пускают в бизнес-класс.

Несет ли авиакомпании ответственность за здоровье пассажиров

Авиакомпании иногда просят заполнить декларацию, которая снимает с них ответственность за жизнь и здоровье пассажира, и предупреждают о рисках ухудшения здоровья или преждевременных родах.

Но юридически подписание такой декларации не имеет никакого значения. Перевозчик в любом случае несет ответственность за причиненный ущерб жизни и здоровью пассажира (согласно ст.117 Воздушного кодекса РФ и Правилам международных перевозок). Именно поэтому авиакомпании предпочитают не брать в самолет людей с подозрениями на заболевания.

Какую медицинскую помощь могут оказать на борту. При необходимости бортпроводник бесплатно окажет первую помощь. Причем не только при травмах и отравлениях, но и при простудных заболеваниях. По возможности пациента переместят в изолированное место, должны обеспечить его носовыми платками и выдать медицинскую маску.

На борту самолета должен быть «комплект первой помощи» (п.5.74 ФАП, п.6 Методических рекомендаций), который включает:

  • болеутоляющие;
  • лекарства против рвоты, аллергии и диареи;
  • средства от заложенности носа и антациды;
  • лейкопластырь, бинты;
  • салфетки;
  • термометр;
  • одноразовые перчатки;
  • реанимационная маска.

Если самолет рассчитан на 250 пассажиров и более, то в аптечке также должны лежать капельницы, шприцы, стетоскоп, тонометры.

Что делать, если нужно лететь

Если вы заболели или страдаете хроническими заболеваниями, перед перелетом рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:

  • обратиться к врачу для получения консультаций перед поездкой;
  • получить у врача медицинское заключение, подтверждающее отсутствии противопоказаний для перелета;
  • знать внутренние правила перевозок и запреты, действующие в авиакомпаниях;
  • собрать с собой в дорогу аптечку и положить в нее все рекомендуемые врачом лекарства;
  • обратиться к бортпроводнику при плохом самочувствии;
  • не пренебрегать медицинской страховкой, покрывающей необходимые риски.
Екатерина Новицкая

Эксперт в области экономики и права. Опыт работы 6 лет в консалтинговых компаниях.

Оцените автора
Ваш юридический помощник
Задайте свой вопрос юристу